Апрельские ливни над Еврозоной

FXWizard

Гуру форума
Апрельские ливни над Еврозоной

Погода в Европе переменчива. Вот и еврокризису довелось пережить несколько по-летнему теплых дней, прежде чем небо вновь зятянуло тучами. Солнце выглянуло после того, как Европейский центральный банк попытался своими действиями предотвратить кредитный коллапс в регионе. Сейчас штормовые ветра дуют со стороны Испании. Доходность по испанским облигациям растет опасно быстро, Италия не отстает. Она, также как и Испания, не сможет выполнить поставленную цель по дефициту бюджета ни в этом году, ни в следующем. Португалии также, вероятно, потребуется дополнительная помощь. Еврократам кажется, что это временное похолодание. Если все будут строго следовать плану по сокращению дефицитов, лето наступит, обязательно наступит. Жан-Клод Юнкер, глава Еврогруппы, утверждает, что Испания идет строго по намеченному пути.

МВФ на прошлой неделе пересмотрел прогнозы по росту: рецессия в Еврозоне в этом году будет не такой глубокой, как предполагалось ранее. Так есть ли повод для новой паники? Рынки переключают свое внимание с дефицитов на экономический рост, потому что опасаются, что сокращения бюджетов толкают страны глубже в болото рецессии. Инвесторы склонны к перемене настроений, но МВФ тоже предупреждает об опасности переусердствовать в вопросах фискальной консолидации. Еще одна причина связана с политическими ошибками. Испанское правительство отложило принятие бюджета на 2012 год из-за выборов в Андалузии, что заставило аналитиков задуматься о возможной подтасовке экономической статистики. Кроме того, страна скомкала переговоры с ЕС о пересмотре целевых уровней дефицита и провела неудачный аукцион перед пасхой.

Между тем, ЕС в большей степени обеспокоен своей собственной кредитоспособностью. Вступает в силу новая система экономического управления, призванная внедрить фискальную дисциплину в европейских странах. Союз не может просто стоять в сторонке и делать вид, что ничего не замечает, пока Испания нарушает все заявленные цели (в 2011 году дефицит составил 8.5% от ВВП вместо 6%). Компромиссное решение позволило Испании расширить установленный лимит на этот год с обязательством снизить дефицит до 3% от ВВП в следующем году. Но этого не будет. ЕС думает, что для восстановления доверия на рынках нужно четко следовать поставленным целям. Но разумно ли стремиться к заведомо недостижимым показателям? Помимо экономических проблем, растет политическая нестабильность. Результат выборов в Греции, намеченных на 6 мая, сложно предугадать, при этом высокие рейтинги партий, выступающих против фискальной консолидации, ставят под сомнение готовность Греции к реформам. Французские выборы еще важнее, а их последствия еще более туманны. Результаты первого тура стали предметом оживленных дискуссий - многие говорят о победе социалистов, как о факте, уже свершившемся. Как бы там ни было, страну ждет ожесточенная борьба во втором туре. Лидер социалистов намерен вынести на повторное обсуждение условия фискального договора. Теперь о ЕЦБ. Маловероятно, что банк и далее будет вливать на рынки ликвидность в неограниченных количествах. Он уже выдал банкам дешевых займов на сумму 1.3 трлн. евро, которые были потрачены на покупку национальных гос. облигаций.

Между тем, победа Саркози также ничуть не вдохновляет рынки. Буквально перед выборами он резко изменил свою позицию и начал говорить о введении пограничного контроля и торговом протекционизме, а также, что наиболее тревожно, посягать на священную независимость ЕЦБ. Он потребовал, чтобы Центробанк стимулировал экономический рост, а не только боролся с инфляцией, а также способствовал девальвации валютного курса евро на благо экспортерам. Он нарушил обет молчания, который лидеры европейских стран дали в прошлом году, пообещав не оказывать публичного давления на ЕЦБ. Возможно, раньше г-ну Саркози нравилось стоять во главе ЕС рядом с немецким Канцлером Ангелой Меркель. Но теперь он с воодушевлением вспоминает о том, как Шарль де Голь в 1965 году бойкотировал европейские институты. Конечно, все это игра на публику. Но если французам снова придется обратиться за помощью к ЕЦБ, Банк может оказаться не таким сговорчивым. В некотором смысле кризис сейчас может усугубиться, поскольку современные политические инструменты уже затупились. Испания - это проблема посерьезнее Греции, она может потащить за собой Италию и даже Францию. Европейцы усилили защиту, но этого все равно мало. Эффект операций ЕЦБ быстро испаряется, оставляя банки с большим количеством гос. облигаций на балансах. Теперь банковская система и государство в одной упряжке: упадет один - потянет за собой другого. Дополнительная фискальная консолидация навредит и банкам, и государствам, что, в свою очередь, отразится на экономике.

В поисках лета

Еврозоне нужно разорвать хотя бы один порочный цикл, а лучше все. По мнению МВФ, европейские страны могут использовать свои фонды спасения для рекапитализации слабых банков в странах, которые не могут сделать это самостоятельно (например, в Испании), или выпустить еврооблигации, чтобы снизить стоимость заимствований и сформировать безопасные активы. ЕЦБ должен ослабить монетарную политику, чтобы стимулировать рост (и применять свои инструменты ликвидности и программы покупки облигаций). Сильные страны должны работать над увеличением спроса. Хорошие советы. Жаль только, что последуют им не скоро. Логика кризиса требует, чтобы Еврозона стала более сплоченным экономическим союзом. Но национальная политика зачастую отдаляет страны друг от друга. Германия и слышать ничего не хочет о Европейском банковском союзе, не говоря уже о масштабной и комплексной системе фискальных трансфертов. Но даже если немцы были бы готовы обсуждать подобные нововведения, то Франция - не важно, кто будет ее лидером, Саркози или Холланд - будет противиться политическому союзу, который Германия потребует в качестве компенсации. Возможно, лидеры изменят свою позицию, если угроза развала станет реальной; возможно, ЕЦБ снова найдет лазейку в правилах, чтобы избежать роспуска. Или же придет время, когда мир потребует корректировок от всей Еврозоны, а не только лишь от горстки самых проблемных стран. Но даже по самым оптимистичным прогнозам, ситуация резко ухудшится, и лишь потом медленно и болезненно пойдет на спад. В своей последней презентации Goldman Sachs говорит о том, что Европе придется пройти долгий путь к восстановлению. Но если политики не разберутся с фундаментальными недостатками евро, этот путь может превратиться в мучительную агонию перед смертью
 
Верх