Лето, жара, засуха...

FXWizard

Гуру форума
Лето, жара, засуха...

Главный сельскохозяйственный регион США переживает самую страшную засуху за последние полвека. Цены на кукурузу и бобовые достигли нового рекордного уровня и превысили показатели 2007-2008 гг. 25-го числа каждого месяца Министерство сельского хозяйства США озвучивает новый прогноз цен на продовольственные товары. Нетрудно догадаться, какое направление движения цен будет указано в следующем отчете. В июне, когда цены на кукурузу были ниже 6 долларов за бушель (сегодня они превышают 8 долларов), Министерство предполагало, что рост цен на продовольственные товары составит 2.5-3.5%, в то время как в прошлом году цены выросли примерно на 4.8%, а в среднем за последние 20 лет – на 2.8%. Согласно последним оценкам Министерства, только 31% урожая кукурузы находится в хорошем и отличном состоянии, а на предыдущей неделе этот показатель составлял 40%. Что касается урожая бобовых культур, в хорошем и отличном состоянии находится 34% урожая, по сравнению с 40% за пред. период.

Многие потребители и инвесторы не вполне понимают, насколько современная экономика зависит от кукурузы. Этот злак не только используется для производства биотоплива и в качестве кормовой культуры, но в той или иной форме содержится в трех четвертях товаров, представленных в супермаркетах. По мнению экономистов Министерства сельского хозяйства, скачок цен на кукурузу на 50% приводит к тому, что потребительская корзина дорожает на 1%. Это по-разному отражается на ценах на конкретные продукты питания. Например, для того, чтобы произвести фунт мяса, требуется около 2.6 фунтов кукурузы. Это означает, что рост цен на кукурузу вызовет рост цен на мясо на 4-5%. Также рост цен на кукурузу, которая является птичьим кормом, вызовет рост цен на яйца на 1-2%, а на молочные продукты – на 2-3%.

Многие решат, что рост цен на кукурузу и бобовые приведет к росту доходов фермеров, но ситуация более сложная. Существует взаимосвязь между ценами на потребительские товары и уровнем импорта. Оказывается, более половины оплачиваемой американскими потребителями стоимости некоторых импортируемых товаров зависит не от цены на сам импортируемый товар, а от расходов на его хранение, поставку и продажу внутри страны. Это справедливо и для цен на фермерскую продукцию. По оценкам Министерства сельского хозяйства, фермеры зарабатывают только около 16 центов с каждого доллара. Остальное уходит на оплату труда, фасовку, транспортировку и рекламу. Издержки на переработку кукурузы в муку, масло и другие продукты составляют 32 цента с каждого доллара, потраченного на продукты питания. Продовольственным предприятиям достается 47 центов с каждого доллара.

Согласно данным, фермеры получают около 7% от розничной продажи муки и хлебобулочных изделий. Фермеры, занимающиеся производством молочных продуктов и выращиванием крупного рогатого скота, зарабатывают немного больше, получая 37% от розничной цены за масло, 46% – за молоко, чуть менее 50% – за говядину и около трети стоимости свинины. Кроме того, американское сельскохозяйственное производство является весьма энергоемким (включая производство удобрений и пестицидов, а также эксплуатацию сельскохозяйственного оборудования и транспорт). Около 3.5% средств, потраченных потребителем на продовольствие, уходит на оплату энергоносителей. С конца июня цены на нефть WTI выросли почти на 20%.

Продукты питания и напитки (многие из них содержат подсластители, получаемые из кукурузы) в среднем составляют 15% потребления среднестатистического американца. Федеральная резервная система отдает предпочтение показателям инфляции, в которых не учитываются цены на продовольствие и энергоносители. Тем не менее, рост цен на эти товары снижает покупательную способность населения. Как мы видели ранее, по отчетам о уровне продаж, американский потребитель оказался еще более уязвим к недавнему росту цен на продовольствие и новой волны удорожания энергоносителей. В других странах, особенно с развивающейся экономикой, где продовольственный сектор играет большую роль в оценке показателей инфляции, учитывают скорее потребительскую, а не базовую инфляцию. Прежде ценовая конъюнктура казалась более благоприятной. Перед лицом глобальных проблем и более высоких цен на продовольственные товары и энергоносители для большинства принятие решения о расценках становится все более сложным.

Подготовлено по материалам The Financial Times
 
Верх