Экономическая революция уже идет полным ходом

FXWizard

Гуру форума
Экономическая революция уже идет полным ходом

Минуло четыре года с тех пор, как в мире началась Великая рецессия, а мировой экономике так и не удалось восстановиться. Избиратели теряют терпение, а правительства во всем мире падают словно кегли после меткого удара. Сложившаяся ситуация благоприятна для возникновения революционных настроений, если не в политике, то уж по крайней мере в экономике. За последние несколько месяцев, Международный валютный фонд - главный бастион сторонников всяческих ужесточений и консолидаций - неожиданно переметнулся на сторону защитников фискальной экспансии. Федрезерв в США пообещал печатать деньги в неограниченных количествах до тех пор, пока не восстановится полная занятость. А Европейский центральный банк объявил о неограниченных покупках облигаций на свеженапечатанные деньги - председатель немецкого Бундесбанка назвал эту политику промыслом дьявола. На прошлой неделе в Великобритании разразились еще более радикальные споры.

Сэр Мервину Кингу, главе Банка Англии, пришлось отражать первые атаки арьергарда надвигающейся армии сторонников «сбрасывания денег с вертолетов» - идеи, предложенной Мильтоном Фридманом в 1969 году в качестве последнего средства для лечения экономик, безнадежно больных депрессией.

Кингу пришлось вмешаться, поскольку в Британии явно ощущается массовое помешательство на этой теме. За последние шесть месяцев Банк Англии потратил более 50 млрд. ф.ст., чтобы удержать цены на облигации от обвального падения. Вместо этого он мог бы раздать всем жителям Великобритании, включая детей, по 830 ф.ст. наличными, или по 3300 ф.ст. стандартной семьей из четырех человек. В Соединенных Штатах, 40 млрд. долларов, которые ФРС собирается ежемесячно тратить на поддержку банков и облигаций, хватило бы на ежемесячную выплату каждой американской семье в размере 500 долларов - в течение неопределенного времени, вплоть до восстановления полной занятости.

Две недели назад дискуссии вокруг так называемого «количественного ослабления для людей» достигли точки кипения в споре между Лордом Адейром Тернером, председателем Управления по финансовым услугам в Великобритании, и одним из двух главных претендентов на место Кинга. Тернер, бывший советник по вопросам управления, известный в Великобритании своими неожиданными и творческими решениями для, казалось бы, неразрешимых задач, начиная от политики управления климатическими изменениями, и заканчивая реформой национальной системы здравоохранения.

Он воздержался от публичного одобрения принципа «вертолетных денег», но Тернер вовсю намекал на него, призывая к «еще более инновационным и нестандартным» подходам и идеям, поскольку простое количественное ослабление уже не работает. За его выступлением в таких изданиях как The Financial Times и ВВС последовал ряд публикаций на тему вертолетных денег, в которых авторы призывали Банк Англии серьезно подумать о таких радикальных мерах.

Кинг почувствовал, что должен вступиться за традиционные меры в арсенале центрального банка. Выступая во вторник на прошлой неделе, он попытался провести черту между «хорошим» и «плохим» печатанием денег, а также негативно отозвался о «слухах относительно того, что деньги, печатаемые Банком, могут быть использованы напрямую для финансирования дополнительных государственных расходов, или даже розданы гражданам».

И все же его критика «количественного ослабления для людей» (QEP) была несколько однобокой, сфокусированной не столько на экономических аспектах, сколько на бюрократических формальностях. «Если отвлечься от красочной метафоры вертолетных денег, такие операции подразумевают объединение монетарной и фискальной политик», - отметил он. «Однако в этом нет никакой необходимости.

Как только Банк определил, сколько денег нужно напечатать, чтобы достичь поставленной инфляционной цели, правительству остается повышать расходы или сокращать налоги, чтобы противостоять спадам или замедлению роста собственными силами». Такое разделение обязанностей вполне разумно обосновано. Но оно не закрывает вопрос о QEP, поскольку наличные выплаты, вне всякого сомнения, гораздо эффективнее справились бы со «спадами и замедлениями», чем покупки облигаций.

Может быть, нерешительная критика QEP со стороны главы Центробанка говорит о том, что он тоже теряет веру в традиционные меры количественного ослабления и был бы не против, если бы политики одобрили нечто более смелое? Если так, то последствия для мировых рынков будут огромны, поскольку Кинг по своему образу мысли близок к председателю ФРС Бену Бернанке. Вероятнее всего, Кинг, как и большинство центральных банкиров, искренне напуган перспективной объединения монетарной и фискальной политик.

Но дело в том, что, фактически, они уже слились воедино, когда процентные ставки упали до нуля и стерлись различия между деньгами и государственными облигациями. Таким образом, мы подходим к еще более радикальному предложению, по сути близкому к QEP, и выросшему на почве последних исследований МВФ. Так, два высокопоставленных экономиста из МВФ Яромир Бене и Майкл Кумхов в своей работе, заразившей всех экономистов, описывают реформу управления монетарной политикой, которая, теоретически, может восстановить весь объем производства, потерянный во время Великой рецессии, и одновременно снять бремя государственных долгов с плеч США, Великобритании и Европы.

Для этого чуда не требуются болезненные повышения налогов или сокращения расходов, нужно всего лишь вернуть правительствам исключительное право создавать деньги, которое как-то постепенно и незаметно перешло от них коммерческим банкам. Монопольное право на создание денег ведет к «налогу на чеканку», стоимость которого, по данным Международного валютного фонда, достигает порядка 100% от валового внутреннего продукта в США. Если вернуть эти прибыли от банков правительствам, можно погасить большую часть национального долга. Невообразимая идея лишить банки их функции создания денег, ничуть не менее шокирующая, чем идея сбрасывать деньги с вертолетов, впервые пришла в головы консервативным экономистам из Чикаго - Генри Симонсу и Ирвину Фишеру - в 1936 году.

Однако консервативные корни не сделают убытки от права на чеканку приемлемыми в глазах лоббистов со стороны банков. Они будут яростно сопротивляться, так же, как привыкшие к традиционным мерам центральные банки сопротивляются вертолетным деньгам. Но если стагнация сохранится, у людей может кончится терпение, и тогда идеи, которые сегодня кажутся революционными, завтра превратятся в общепринятую точку зрения.

Анатоль Калецкий
Подготовлено по материалам агентства Reuters
 
Верх