Количественное ослабление: рынки на игле

FXWizard

Гуру форума
Количественное ослабление: рынки на игле

Трейдеры ждут очередного «впрыскивания» еще более дешевых денег, поскольку мир входит в третью стадию монетарной политики.
Финансовые рынки пристрастились к стимулированию. Они жаждут следующей инъекции количественного ослабления, и звереют, если ее не получают. Эйфория от наркотика через какое-то время проходит, а они начинают жить в нужде и стенать. Доказательством тому служит распродажа на Уолл-Стрит на прошлой неделе, последовавшая за намеком Федрезерва на то, что он собирается прекратить поставку допинга. Подобная зависимость существует и в Великобритании, где трейдеры рынка акций выжидают «инъекции» количественного ослабления – милости Банка Англии, после ухудшения экономического прогноза в стране. Председатель Банка Англии, Мервин Кинг, проголосовал за увеличение порции дешевых денег на 25 млрд. долларов, и в ближайшие месяцы его коллеги, возможно, согласятся с таким решением.

Потеря Великобританией желанного кредитного рейтинга (ААА), благодаря рейтинговому агентству Moody's, объявившему о своем решении в пятницу вечером, вероятно, еще больше повысит аппетиты рынков.

Перспектива того, что политики примут противоположную точку зрения и поднимут процентные ставки, вызвала небольшую переоценку ценностей. С середины 2012 года рынки значительно укрепились, однако оказались в очень уязвимом положении перед возможностью возвращения монетарных условий к "нормальным". Для тех, кто уже забыл, что означает «норма», напоминаем: это мир, в котором официальные процентные ставки колеблются от 3% до 5%, а электронные печатные машинки хранятся в нафталине.

Ситуация в мире на сегодняшний день демонстрирует максимальную приближенность к депрессии с 1930-х годов. Тогда Кейнс сказал, что депрессия была "хроническим состоянием субнормальной активности в течение значительного периода времени при отсутствии какой-либо выраженной тенденции к восстановлению или к полному краху". Мировая экономика демонстрирует все эти особенности с момента глубокого экономического спада в 2008-2009. В течение долгого времени рост остается ниже среднего. Реальные признаки снижения производительности, которые мы наблюдали четыре года назад, теперь отсутствуют, но надежды на сильное восстановление, подобное тому, что произошло после предыдущей послевоенной рецессии, оказались иллюзорными. Депрессия продолжается.

Аналитики из Morgan Stanley говорят, что мы находимся на пороге третьей волны глобального монетарного ослабления. Первая стадия началась зимой 2008-2009 года, когда процентные ставки понизили почти до нуля, а количественное ослабление было введено как «временная» мера. Кредит иссякал, что означало уменьшение денежной массы, и появился страх снова оказаться в 1930-х годах. В тот момент основной массив экономических данных предполагал наличие серьезных перспектив. И так появилось изобилие дешевых денег, как предположил бы Кейнс. К концу 2011 года мировая экономика нуждалась в очередной порции допинга монетарным стимулированием.

Отчасти, причиной стали побочные эффекты этого допинга – количественное ослабление привело к спекуляции на цены активов, что вызвало рост цен на сырьевые товары, что, в свою очередь, повысило эксплуатационные расходы и сократило доход потребителей. Отчасти, к этому привело то, что определенные министры финансов – никаких имен и никакого наказания – поспешили взять курс на резкий отказ от допинга. В некоторой степени, это случилось из-за того, что кризис Еврозоны затронул весь мир.

И теперь мы входим в третью стадию монетарного ослабления. Банк Японии подтолкнет инфляцию к отметке 2%, используя монетарное ослабление и фискальное стимулирование. Марио Драги делал резкие заявления в Европейском центральном банке, однако теперь рассматривает возможность сокращения стоимости кредитования в ответ на экономическую обстановку в Еврозоне, которая не смогла вырасти ни в одном из кварталов 2012 года и по-прежнему движется вниз.

Банк Англии решил применить «гибкий подход» к целевому значению инфляции в 2% и, вероятно, увеличит объем программы количественного ослабления до 400 млрд. фунтов стерлингов в ближайшую пару месяцев. Такие дела. С учетом готового лопнуть пузыря на рынке недвижимости, Банк Канады ушел от идеи ужесточения политики, в то время как Центробанки в Швеции и Австралии оставили процентные ставки на прежнем уровне в феврале, но склонны к ослаблению. Что касается ФРС, любой, кто считает, что американский Центробанк собирается взять курс на ужесточение, был невнимательным.

США одержимы Великой депрессией. Это единственное крупнейшее экономическое событие в американской истории, и оно прочно укоренилось в национальном сознании. Бен Бернанке, председатель Федрезерва, сделал карьеру, изучая ошибки 1930-х, и не намерен повторять ни одну из них: слишком ужесточенная монетарная политика. По историческим меркам восстановление Америки протекает достаточно сдержанно. Уровень безработицы остается выше желаемого ФРС, и она хочет дождаться уменьшения уровня безработицы до отметки ниже 6,5%, прежде чем даже думать об ужесточении политики. И даже это может не вызвать никаких действий – считает заместитель председателя ФРС, Джанет Йеллен.

Дэвид Браун из New View economics отмечает: «Мы снова вернулись к экономикам с пузырями, а сильный катализатор, добавленный Центробанками, является движущей силой, которая в ближайшие несколько лет снова вернет это увеличение в верхнее полушарие. Он добавляет: «ФРС вряд ли рискнет помешать возрождению интереса к риску. Она снабдила рынки большей ликвидностью, чем кто бы то ни был. Она заинтересована в удорожании рисковых активов.

Она хочет видеть иррациональный рост. Она хочет ослабление в четырех измерениях: дешевые кредиты, низкие ставки, дешевая валюта и ослабленная фискальная политика. Она хочет видеть более сильный рост, и сниженная стоимость капитала для рынков – это все часть ее плана. Сильные рынки акций и ощущение финансового благосостояния являются ключевыми аспектами ее политики. Если потребители чувствуют себя богаче от того, что их акции растут, а цены на недвижимость стабилизируются, тогда это тоже часть их плана».

Все это навевает жутковатые воспоминания об эпохе, предшествовавшей кризису. Так оно и есть. Восстановление американской экономики продвигается намного быстрее, чем в Европе, и существует реальная возможность вернуться в ближайшие годы к эпохе индустриального ренессанса. Энергоносители стоят дешево, Китай утратил некоторые преимущества -в первую очередь, дешевую рабочую силу - а более высокие цены на нефть делают Поднебесную еще менее привлекательной для аутсорсерсинга. Рабочие места в обрабатывающей промышленности возвращаются домой.

И все-таки, работы по восстановлению не завершены. Три фактора должны волновать политиков: высокий уровень отношения задолженности к доходу даже после снижения доли заемных средств в течение последних нескольких лет, давление на реальные доходы из-за низких зарплат и возможность того, что политический тупик в Вашингтоне, связанный с повышением верхнего порога долга, приведет к неуместному ужесточению фискальной политики, что грозит рецессией в первом полугодии 2013 года.

Фискальный тупик между демократами и республиканцами в краткосрочной перспективе представляет для американской экономики большую угрозу, чем снижение темпов количественного ослабления или отказ от монетарного стимулирования в определенный момент. Опасность заключается в том, что невозможность достичь соглашения повлечет за собой повсеместное сокращение расходов, по крайней мере, об этом договорились Белый дом и Капитолийский холм летом 2011 года. Сокращение расходов на фоне более высоких налогов на зарплату, которые вступили в силу в начале текущего года, приведет к снижению спроса и росту уровня безработицы.

Финансовые рынки сойдут с ума, и ответом ФРС станет – вы догадались – дальнейшее монетарное стимулирование. На Уолл Стрит убеждены, что могут отказаться от допинга в любой момент, когда захотят. Но разве не все наркоманы так говорят? Правда заключается в том, что никто не знает, чем все закончится. Добро пожаловать в курильню опиума.

Амброуз Эванс Притчард
Подготовлено по материалам The Telegraph
 
Верх