Легитимность доктрины, успокоившей панику на рынках, оказалась под вопросом

FXWizard

Гуру форума
Легитимность доктрины, успокоившей панику на рынках, оказалась под вопросом

Падение на мировых рынках облигаций в мае также положило конец затяжному периоду роста долговых бумаг в странах южной Европы. Испанские государственные облигации выросли на 30 базисных пунктов за последний месяц. Не исключено, что худшее еще впереди. Инвесторы нервничают, опасаясь, что американский центральный банк в скором времени начнет сворачивать программу покупки облигаций. Германия подливает масла в огонь: в конституционном суде страны 11 и 12 июня состоится открытое слушание, посвященное легитимности политики, реализуемой Европейским центральным банком (ЕЦБ), в частности, инициативы, которая помогла охладить накал страстей в разгар долгового кризиса Еврозоны прошлым летом.

Эта политика получила название «прямые денежные операции» (ОМТ) - это дело, которое последовало за словами Центробанка, пообещавшего в июле 2012 года «сделать все, что потребуется для спасения евро». ОМТ оказалась мощным инструментом именно благодаря тому, что ЕЦБ впервые обязался покупать облигации в неограниченных количествах (на вторичном рынке). Прежде облигации покупались Центробанком периодически и бессистемно, начиная с 2010 года, когда разразился еврокризис. Перспектива неограниченных покупок смягчила спекулянтов, которые делали ставку на развал валютного союза.

Фактически, идея ОМТ оказалась настолько успешной, что ее до сих пор так и не пришлось применить на практике. Однако теперь в детали этой доктрины будут вникать не инвесторы, а судьи. Немецкий суд будет рассматривать политики ЕЦБ, включая ОМТ, вместе с вопросом об участии Германии в фонде помощи Еврозоны (которое было санкционированы предварительным решением в сентябре). Судьи будут предельно осторожны: скорее всего, ОМТ переживет это событие. Однако сам факт слушаний обнажит глубокий раскол в самом сердце ЕЦБ.

Этот раскол внесли два немца управляющем совете ЕЦБ: Йорг Асмуссен, член управляющего совета Банка, поддерживающий политику, и Йенс Уидман, председатель Бундесбанка, выступающий против нее. Асмуссен утверждает, что ЕЦБ действует строго в рамках своего мандата. Однако на в центре внимания будет именно Уидман, и не только потому что он возглавляет крупнейший из семнадцати национальных Центробанков, исполняющих решения ЕЦБ, но также и потому, что Бундесбанк пользуется любовью и уважением немцев. Его точка зрения получит широкий резонанс в преддверии федеральных выборов, которые состоятся 22 сентября.

Просочившийся в прессу документ ясно дает понять,насколько глубока ненависть Бундесбанка к ОМТ. В объяснительной записке, представленной суду, оспаривается сама суть политики, ее разумное зерно. Драги утверждал, что это необходимо для устранения «риска обратимости», который привел к росту доходности по облигациям южных стран на фоне опасений потенциального развала Еврозоны. Однако Бундесбанк утверждает, что сохранение валютного союза не входит в сферу компетенции центрального банка, это прерогатива государств, входящих в его состав. Таким образом, риск обратимости на рынке облигаций не оправдывает неограниченные покупки.

Кроме того, такие фундаментальные сомнения могут поставить под вопрос эффективность инструмента ОМТ в случае, если его действительно придется применить. Обязательство ЕЦБ покупать активы уже и так ограничено облигациями со сроком погашения до трех лет. Кроме того, политика распространяется только на страны, согласившимися на условия фонда помощи Еврозоны. А неустанное противоборство Бундесбанка может оказаться последней каплей, которая разрушит веру инвесторов в то, что, что покупки будут действительно неограниченными.

Подготовлено по материалам The Economist
 
Верх