Почему ФРС не отказывается от программы количественного ослабления

FXWizard

Гуру форума
Почему ФРС не отказывается от программы количественного ослабления

ФРС воздержалась от сокращения экспериментальной программы покупки облигаций, тем самым продолжив оказывать нетрадиционную поддержку рынкам и экономике. Возможно, этот поступок говорит больше, чем постоянное беспокойство по поводу слабого восстановления в Америке, высокогоуровня безработицы и риска возникновения новых проблем по милости Конгресса. Данное решение также может свидетельствовать о том, что ФРС боится финансовой волатильности, которая подорвала бы рост, процесс создания рабочих мест и мировую финансовую стабильность – эти страхи вряд ли рассеются, учитывая реакцию экономики и рынков. Начав действовать в последние месяцы 2008 г., ФРС с успехом стабилизировала ситуацию на рынках, серьезно пострадавших от мирового финансового кризиса.

В 2010 г. она приступила к достижению более честолюбивой цели, заключавшейся в использовании нетрадиционной монетарной политики для обеспечения более высоких экономических результатов; и сделала это при незначительной политической поддержке других правительственных органов, обладавших более эффективными инструментами, но ограниченных политической поляризацией.

Экономические результаты не соответствовали ожиданиям, но центральный банк все больше втягивался в эксперименты, одним из которых стала программа ежемесячной покупки облигаций на сумму в 85 миллиардов долларов. Однако несмотря на все смелые и инновационные политические меры, они все же не позволяют добиться полной победы.

Восстановления балансов, в конечном счете, оказалось недостаточным для решительного подъема экономики, при этом несбалансированный рост создает слишком мало рабочих мест и способствует неравномерному распределению доходов. И чиновникам ФРС снова пришлось снизить свои прогнозы по экономике. Между тем угроза возникновения непреднамеренных побочных эффектов от применения такой исключительно экспериментальной политики (например, опасность чрезмерного принятия финансовых рисков, способствующая нерациональному распределению ресурсов и подрывающая работу рынков).

При уравновешивании «баланса, расходов и рисков» ФРС не готова сделать то, чего многие ожидали – а именно начать сворачивать программу количественного ослабления, включая первоначальное сокращение ежемесячных закупок на 10-15 миллиардов долларов. Думаю, на решение существенно повлияло то, что само упоминание о ее сворачивании в мае привело к значительной нестабильности на финансовых рынках, как в США, так и за рубежом.

По существу, ФРС столкнулась с реальностью, которая хорошо знакома студентам экономических факультетов: финансовые рынки могут реагировать гораздо быстрее, чем экономика. Поэтому пока ФРС определяет условия постепенного ухода от количественного ослабления с учетом экономического состояния («путь»), участники рынка спешат как можно быстрее добраться до «окончательной стоимости» («пункт назначения»). Это основное отличие подчеркивается тем, что после разговоров о сокращении, несмотря на не изменившийся прогноз по экономике, 10-летние казначейские облигации выросли примерно на 100 базисных пунктов.

Сегменты, зависимые от процентных ставок, уже чувствуют негативное влияние. Обратите внимание, например, на сокращение числа заявок на покупку домов на 14%, падение индекса рефинансирования на 66% и снижение доступности домов на 18%. Учитывая эти факты, ФРС не вполне готова отказаться от нетрадиционной политики и отправиться в путь, который будет последовательно включать сворачивание программы QE, сокращение стимулов и нормализацию ставки по федеральным фондам. Этот путь займет несколько лет. При этом он таит в себе риски и неопределенность.

Откладывая сокращение программы, ФРС только отсрочила то, что многие участники рынка будут и дальше ждать. Это не изменит прогнозы по экономике каким-то существенным образом, несмотря на влияние на финансовые рынки. Действительно, после объявления политики ФРС индекс Dow пробил исторический максимум. Поэтому ФРС нужно пристальнее следить за внутренней и международной реакцией, в частности, когда она имеет большой охват и быструю обратную связь. Несмотря на всю сложность, самая важная задача ФРС заключается не в том, чтобы определить оптимальный месяц начала сокращения.

А в том, чтобы заняться тщательным планированиемпути (т.е. постепенной и продуманной нормализацией монетарной политики в зависимости от существующих условий), учитывая природную склонность рынков быстро добираться до пункта назначения (тем самым ставя под удар все еще хрупкую экономику). К сожалению, нельзя совместить эти два этапа независимо от того, насколько откладывается первый шаг по сокращению.

Подготовлено по материалам The Financial Times
 
Верх