Евро и ЕЦБ - на этот раз все серьезно

FXWizard

Гуру форума
Евро и ЕЦБ - на этот раз все серьезно

Ничего не подозревающие инвесторы спокойно ждут публикацию протокола заседания FOMC, и тут появляются слухи о том, что Европейский центральный банк подумывает о введении отрицательной ставки по депозитам (NIRP) - впервые эта идея всплыла в июне 2012 года, а слухи о ее воплощении в жизнь уже появлялись шесть месяцев назад. Увы, как и в прошлый раз, последняя реинкарнация сплетен о NIRP оказалась лишь пустой болтовней. Скорее рак на горе свистнет, чем ЕЦБ введет отрицательную ставку раньше, чем получит результаты стресс-тестов и оценки качества активов (AQR). В противном случае процесс отказа от заемных средств в банковском секторе лишь ускорится, усугубив уже мутировавший кредитный кризис и повысив риски дефляции в валютном блоке. Инвесторы перестанут доверять финансовым институтам Еврозоны, которые и так показывают не самые лучшие результаты на фоне конкурентов из других стран.

В этом, конечно, есть разумное зерно: вспомните лето 2011 года, когда ЕЦБ распускал слухи направо и налево, чтобы посмотреть, на что рынок реагирует живее всего (в конце 2012 и начале 2013 годов Япония успешно повторила эту стратегию). Это лишь проверка для рынка, ЕЦБ хочет знать, насколько инвесторы интересуются его досужими рассуждениями, и насколько они им доверяют, а также насколько мощного эффекта можно добиться, действительно реализовав одно из своих беспрецедентных задумок (которая, к слову, спалит до тла денежный рынок в Европе и уничтожит источники краткосрочного финансирования). Но учитывая падение евро/доллара на сто пунктов, можно смело говорить о том, для европейских корпораций временно стало одной проблемой меньше. (Опубликованные недавно отчеты о прибылях говорят о том, что рост единой валюты не лучшим образом сказывается на финансовом положении европейского бизнеса). Что будет завтра? Это уже другой вопрос. И, наконец, есть еще один аспект: если ЕЦБ перестарается и отправит евро в свободное падение, нас ждет повторение страшного лета 2012 года; угроза реденоминации снова замаячит на горизонте, спровоцировав цепную реакцию, которая потребует от ЕЦБ вмешаться и использовать свое чудодейственное средство - ОМТ. Ни одна живая душа в Банке не готова так рисковать, особенно, учитывая то, что немецкий Конституционный суд так еще и не вынес окончательное решение.

Вот, как комментирую ситуацию аналитики Citi.

Судя по последним сообщениям в прессе, Европейский центральный банк обдумывает возможность введения отрицательной процентной ставки на депозиты в размере 0.1% на избыточную наличность банков. В высшей степени противоречивое решение перед предстоящими европейским банкам стресс-тестами и AQR. Заголовки, между тем, пестрят новостями о том, что Управляющий совет намерен во что бы то ни стало устранить проблему дезинфляции, возникшую на фоне укрепления единой валюты. Что ж. очевидно, что эта тема поможет держать быков по евро в узде до декабрьского заседания.

Евро стал падать сразу после появления слухов. Если они подтвердятся, эта политика станет для евро мощным негативным катализатором, потому что, по сути, инвесторам будут приплачивать за то, что они тратят единую валюту. Слабый евро, в свою очередь, стимулирует экспорт и рост экономики в регионе. С учетом вышесказанного, мы считаем эту меру слишком противоречивой, поскольку пока до конца не ясно, как она повлияет на оценку рентабельности банков и на их готовность выдавать кредиты. В настоящее время сумма избыточной ликвидности в Еврозоне составляет 174 млрд. евро, что предполагает убытки на сумму более 170 млн. евро.

Потенциальный штраф может ускорить процесс сокращения кредитных средств в банковском секторе Еврозоны, который готовится к стресс-тестам и проверкам качества активов. Скорее всего, Европейский центральный банк предпочтет дождаться результатов этих проверок, и только потом будет оценивать уместность отрицательной ставки по депозитам. На декабрьском заседании Управляющий совет может рассмотреть один из следующих вариантов, чтобы поддержать циклическое давление на евро:

1) LTRO - Управляющий совет может заявить, что работает над созданием программы долгосрочного финансирования, которая поможет сдержать ожидания по ставке, ослабить давление, связанное с ликвидностью в банковском секторе Еврозоны перед стресс-тестами и AQR, и избежать проблем с финансированием в периферийных странах. До недавнего времени Совет весьма расплывчато говорил о возможности введения новых долгосрочных мер по обеспечению ликвидности, таким образом, объявление об этом станет неожиданностью для инвесторов и поможет сдержать рост евро.

2) QE - Свидетельство о том, что Управляющий совет ищет более решительные политические инструменты, вроде QE и отрицательных ставок по депозитам. Главный экономист ЕЦБ Питер Прат в своих последних комментариях намекнул на то, что подобные меры не стоит сбрасывать со счетов. Летом пресса писала о том, что Банк задумывается о покупке облигаций в странах Еврозоны с учетом доли их ВВП - также, как это было в рамках программы SMP. Если Драги сообщит о том, что QE рассматривается на ряду с другими инструментами типа LTRO, инвесторы воспримут это как признак нерешительности и отправят евро вниз.

3) Снижение ставки рефинансирования и ставки по депозитам, или намек на готовность Банка снижать их в будущем. Если брать за основу опыт ФРС или Банка Швейцарии, Управляющий совет может ввести диапазон для учетной ставки от нуля до 0.25%. Отрицательные ставки по депозитам кажутся нам маловероятными на данном этапе. Сигналы о предстоящих снижения также помогут усилить давление на евро.

4) Интервенция на валютном рынке - торгово-взвешенный индекс по евро близок к многолетним максимумам, поэтому некоторые участники рынка поговаривают о возможности односторонней или совместной интервенции в евро. ЕЦБ участвовал в совместной интервенции на валютных рынках, чтобы остановить резкое падение курса единой валюты в 2000 году. Эти действия последовали за решениями, принятыми министрами финансов и экономик стран Еврозоны. Валютные интервенции также маловероятны, потому что страны Большой двадцатки договорились воздерживаться от подобных мер, направленных на искусственное регулирование обменных курсов. Более того, Центробанки этих стран согласились добиваться внутренних целей (бороться с дефляцией) при помощи внутренних инструментов (а не рынка форекс). Скорее всего, ЦБ решится на подобный шаг только в случае резкого укрепления евро на фоне повышенной волатильности рынка.
 
Верх