The Financial Times: Сокращение рабочих мест в США может помочь экспорту

Алексей

Активный участник
На фондовом рынке с марта наблюдалось положительное ралли из-за роста безработицы. Страх перед ее высокими темпами усилил фондовые акции, из-за влияния на них корпоративной прибыли. Корпоративный сектор США снизил объем расходов в течение прошлого года путем ликвидации более чем 8 миллионов рабочих мест, а также за счет сокращения рабочей недели до рекордно низкого уровня. В течение прошлых 18 месяцев экономика США потеряла на треть больше рабочих мест, чем предсказывали эконометрические модели, основанные на снижении реального ВВП.
Результатом такого сокращения рабочей силы стал 4% рост производительности в течение прошлого года, и 8,1% в третьем квартале. Подобные достижения – уникальны в период сильной рецессии, они делают американские компании более конкурентоспособными, стимулируя экспортный бум. Во время легкой рецессии 2000-2001 также имел место всплеск производительности, однако, экономика теряла рабочие места в течение двух лет после формального конца рецессии.
Существует весьма скромный рост зарплаты с начала экономического спада, с одновременным падением затрат на рабочую силу на 2,5% за третий квартал года. Во время серьезных спадов 1973-1975 и 1981-1982 выплаты постоянно росли, несмотря на стремительное падение выпуска продукции. Инфляция была значительно выше, поэтому фирмам было тяжелее сдерживать расходы.
В результате успешного сдерживания цен во время этой рецессии, нематериальная прибыль компаний показала ралли в 8% с марта. Если экономика США сможет достичь 3% роста выпуска продукции в следующем году, вероятно прибыль вырастет на 30-40%.
Возникает вопрос: не уволили ли компании слишком много людей за прошлый год? Выпуск продукции начинает восстанавливаться и, вероятно, компаниям будет необходимо вновь открывать вакансии. Некоторые крупные производители призывают работников возвращаться, однако, работодатели поменьше не спешат из-за опасений насчет возможных последствий от политики Обамы в отношении налогов и здравоохранения.
Более важный долгосрочный вопрос заключается в том, смогут ли компании поддерживать высокую производительность в ходе восстановления. В прошлом, производительность росла на 4,5% - 6,2% в течение первого года роста после трех предшествующих рецессий. Многие экономисты считают, что устойчивый темп роста этого показателя снизился до 2-2,5% по сравнению с 3% пять лет назад, причинами которого являются низкий рост трудовой силы и “неуверенная” производительность. Однако, если организация сможет обеспечить рост производительности в 3% или больше, тенденция темпов роста также сохранится близко к 3%.
Вопрос производительности будет критичным для экономической политики Обамы. Высокая производительность уменьшит инфляционное давление, а также риск агрессивного ужесточения монетарной политики ФРС.
Другие страны не повторяют успех США в вопросах устойчивой производтельности. Германия сдержала уровень безработицы с помощью субсидий за неполный рабочий день. Субсидии защитили рабочие места, но стали причиной падения производительности на 7% после 6 лет, во время которых Германия наращивала упущенные темпы из-за вступления в зону евро. Уровень безработицы в Японии увеличился всего до 5,1%, так как компании стремятся увольнять работающих неполный рабочий день, а не постоянных служащих. В результате ограничений на увольнения, количественная доля расходов на рабочую силу в добавочной стоимости выросла до 78,6% с 58,9% год назад. Японская корпоративная прибыль упала почти на 80%.
Эти различия в производительности означают, что бизнес США войдет в новый год на 10-15% более конкурентоспособным, чем Европа и Япония. Эти экономические эффекты вкупе со слабым долларом должны способствовать экспортному буму США по мере восстановления мировой экономики.
Большая беда в том, что администрация Обамы не проводит обширную торговую политику для реализации экспортного потенциала. Его администрация упустила возможность играть ведущую роль в возрождающихся торговых переговорах в Doha, а также не смогла завершить договоры о свободной торговле, начатых администрацией Буша. Демократическая партия в конгрессе отвергла протекционизм, и президент не будет менять эту ситуацию, пока его основным приоритетом остается реформа здравоохранения. Если президент выполнит свои обещания по поводу занятости, он должен заняться экспортными возможностями, которые появились вследствие высокого роста производительности, также необходимо заняться продвижением свободной торговли.
Автор Дэвид Хейл глава David Hale Global Economics
America’s job cuts could help boost its exports, The Financial Times, December 10

Постоянная ссылка на статью

Дальше...
 
Верх