The Financial Times: Человек из новостей: Пол Волкер

Алексей

Активный участник
По общему признанию, Пол Волкер (Paul Volcker) не бывает счастливее, чем во время ловли форели в реке, вдали от хаоса в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Затем, бывший председатель ФРС будет счастлив в течение долгих часов пересчитывая улов, и, после, насладится дружелюбной атмосферой в компании рыбаков. “Во время ловли рыбы он получает настоящее наслаждение”, - говорит Джим Вольфенсон (Jim Wolfensohn), бывший руководитель Всемирного банка, который предлагал Волкеру работу в его инвестиционной фирме, когда последний уходил из ФРС. “Он позволяет своей охране отдыхать, и никто не интересуется его мнением относительно процентных ставок”.

Подобное терпение рыбака сейчас помогает Волкеру. Почти ровно год назад Волкер представил доклад, в котором он призывал к введению ограничений для банков, участвующих в рискованной деятельности, например, в собственных торговых операциях, и, при этом, продолжают получать поддержку от налогоплательщиков для страхования вкладов.

Доклад был проигнорирован. Хотя Волкер сыграл важную роль во время предвыборной кампании Обамы, утвержденный в качестве неопытного кандидата, весь прошлый год он, казалось, находился в отдаленной дикой политической местности в качестве одинокого защитника радикальных структурных реформ – практически как персонаж для насмешек.

Прежнему главе ФРС дали консультативный комитет к его должности. Но фактическая политика исходила от министра финансов Тима Гейтнера (Tim Geithner), руководителя национального экономического совета Ларри Саммерса (Larry Summers) и руководителя сметной группы Белого Дома Питера Орсзага(Peter Orszag).

Тем не менее, на этой неделе, возвышающийся бывший глава ФРС, стоял сбоку от Обамы, поскольку президент, вопреки оговоркам некоторых своих старших экономических советников, воспользовался тем, что он окрестил “правилом Волкера”, сутью которого является запрет для банков на осуществление собственных торговых операций.

Это был второй недавний триумф Волкера. Три месяца назад он рассказал об этом правиле своему давнему, лояльному и терпеливому секретарю миссис Анке Денинг (Anke Dening). “Это действительно удивительная история, кто бы мог предположить такое в 82 года”, сказал Тим Коллинс (Tim Collins), финансист с Уолл-Стрит, который видел их на встрече и отметил, что оба были одинаково радостны.

Для Волкера и его последователей, возвращение политического влияния - это всего лишь последний эпизод в долгой карьере на государственной службе.

Рожденный до Великой Депрессии, 5 сентября 1927 года, сын чиновника городской администрации, Пол Волкер вырос в Тенеке, штат Нью-Джерси. Он стал страстным поклонником Brooklyn Dodgers, как и бывший министр финансов и поклонник той же команды, Ник Брэйди (Nick Brady), который также был замечен на ужине.

“Мы потратили около часа, вспоминая парней, которые играли в World Series 1947”, - говорит Брейди.

Волкер с отличием закончил Пристонский университет, затем продолжил учиться в Гарварде на специалиста в области государственного управления, во время которого он проходил практику в ФРС. Долгое пребывание в ФРС и Казначействе США, чередовавшиеся с работой в частном секторе, привели его к назначению на пост председателя ФРС Джимми Картером (Jimmy Carter) в 1979 году. На этом посту он прославился тем, что разгромил инфляцию 1970-х годов ценой огромных потерь в производстве и количестве рабочих мест.

Колоссальный общественный деятель того времени всегда жил скромно. “Он курил сигары за 10 центов, летал регулярными воздушными рейсами между Вашингтоном и Нью-Йорком, никогда не пользовался первым классом – настоящий государственный служащий, с женой, которая не была с обложки журнала и оба довольствовались скромным доходом”, - говорит Вульфенсон.

После ухода с поста председателя ФРС более, чем два десятилетия назад, Волкер взял на себя роль старшего государственного деятеля, а не гнался за прибыльными должностями в банках на Уолл-Стрит.

В 2005 году он занимался 18-ти месячным расследованием коррупции в программе США “нефть в обмен на продовольствие”. Друзья говорят, что у него есть чувство долга, опыт и прогрессивная жилка для решения текущих проблем.

“Людей можно простить за то, что они думают о нем, как об ультимативном бюрократе, но на самом деле, он заботится о справедливом разделении ресурсов, о том, чтобы сделать страну лучше”, - говорит Вульфенсон.

Долго потрясаемый отсутствием того, что его бывший протеже Джерри Корриган (Gerry Corrigan) называл “искусством финансового управления государством” на Уолл-Стрит, Волкер стал все более и более критично настроенным по отношению к банкам с момента прекращения финансового кризиса.

В середине 2009 года он шутил о том, что единственным полезным недавним банковским новшеством было изобретение банкоматов; к концу прошлого года, он уже не шутил об этом, его беспокоили риски и бонусы.

Некоторые банкиры парировали тем, что Волкер не соприкасался с мировыми кибер-финансами 21 века. Его поведение, безусловно, родом из другой эпохи: он отказывается от использования электронной почты – пишет обычные письма (или диктует миссис Денинг), а его слуховой аппарат порой подводит.

У некоторых банкиров, а также действующих должностных лиц также возникал вопрос о том, правильную ли цель для нападения выбрал Волкер, сфокусировавшись на собственных торговых операциях банков, которые не играют большой роли в финансовом кризисе. Различать взятые риски на собственных счетах и риски в ходе предоставления услуг, например поддержка котировок акций на собственном рынке ценных бумаг, секьюритизация и предоставление финансовых инструментов для индивидуальных клиентов, гораздо проще чисто риторически, чем на практике.

Любое применение серьезных мер, касающихся услуг для клиентов влечет перемещение этой деятельности за границу. “Я не думаю, что он понимает это. Существует явная недооценка сложности глобальных финансов”, - говорит бывший чиновник.

Тем не менее, сторонники Волкера настаивают на том, что он понимает риски лучше, чем большинство современных вундеркиндов и что его предложения направлены на предотвращение следующего и не последнего финансового кризиса. В любом случае, возвращение к истокам находит отклик как у многих республиканцев, так и у демократов.

Во время одного из недавних посещений Капитолийского холма, он столкнулся с Роном Полом (Ron Paul), республиканцем от штата Техас и автором книги “Конец ФРС”. Пол в полушутку сказал: “Я думаю, если бы кто-то наподобии вас был там – мы бы работали гораздо лучше”.

Неудивительно, что после неудачи на выборах в Массачусетский сенат, Обама повернулся к плану Волкера, чтобы осуществить ответный политический удар. Если Волкер и был удивлен, то он слишком опытен, что признать это.

“Он понимает, что когда-то улов есть, а когда-то нет. Это не означает, что он не любит рыбачить”, - говорит Брейди.

Тем временем у Вашингтонских остряков есть другая история. Волкер, ростом в 6 футов и 7 дюймов «слишком большой, чтобы потерпеть неудачу».

Man in the News: Paul Volcker, The Financial Times, January

Постоянная ссылка на статью

Дальше...
 
Верх