Telegraph: Почему заходит солнце над эрой дешевых правительственных заимствований в Японии

Алексей

Активный участник
Принимая во внимание растущий каждый год дефицит, многие японцы верят в то, что объявленный бюджетный апокалипсис уже наступил.

japan_1591966c.jpg


Японцы всегда были очарованы Европой. Они смоделировали свою правительственную систему по макету Британии, также как и дороги, и систему здравоохранения; их железные дороги явно напоминают французские; банки в настоящий момент переделаны согласно немецкому стилю. Однако сейчас внимание привлекает менее заметный уголок Европы: Греция.


Не сложно догадаться, почему. Учитывая, что Афины на прошлой неделе согласились на беспрецедентные меры экономии и объявили себя открытыми перспективе принять помощь от МВФ, японцы стали спрашивать себя, не ожидает ли их такая же судьба.


Статистика не сулит ничего хорошего. Подобно Греции, чистый долг Японии приближается к 120% от ВВП. Каждый год дефицит растет. Кредитный рейтинг страны сокращался снова и снова, оставшись далеко внизу от ААА. Выплаты процентов и стоимость рефинансирования составляет около 20% от годовых расходов правительства.


По словам Шигеру Ишибы (Shigeru Ishiba), депутата и председателя совета политических исследований оппозиционной либерально-демократической партии, кризис приближается.


“Постепенно японский государственный долг вплотную приближается к уровню сбережений японского народа”, - говорит он. “Так что, когда государственный долг выйдет за уровень общих сбережений – это будет крахом для Японии. Я должен сказать, что этот день может быть не так далек”.


Однако же Японскому бюджету предсказывают крах уже 10 лет, и каждый год он не оправдывает подобные прогнозы. Правительство было в состоянии удержать уровень задолженности, так как держатели долговых обязательств были готовы занимать под 1%-2%, по сравнению с 4% для Европы и более, чем 6% для Греции. Почему кредиторы так делают? Потому что 95% из них – японцы.


Особенность японского государственного долга заключается в том, что значительная его часть принадлежит японским гражданам, и, таким образом, защищает его от порядков, которые могут устанавливаться иностранными инвесторами. Тем не менее, все большее число экспертов считают, что этому буферу скоро придет конец. Норма сбережений в Японии, которая находилась на отметке в 14% в начале 1990-х, теперь ниже 4%, что является одним из самых низких показателей в OECD.


По данным Наюки Йошино (Naoyuki Yoshino), профессора Keio University, у страны есть всего четыре года до момента, когда запас сбережений будет перекрыт задолженностью, что означает необходимость продавать большую часть своего долга внешним инвесторам, что потенциально приводит к резкому увеличению процентных ставок.


“Когда ставки начнут расти, тогда нам придется сократить государственные расходы”, - говорит он.


Оборотной стороной является то, что хотя сбережения домовладельцев падают, компании все еще скапливают средства вместо инвестирования. Однако Наохиро Яширо (Naohiro Yashiro) из International Christian University предупреждает, что в любом случае, в какой-то момент даже японцы могут пересмотреть свою веру в правительственные облигации и приступить к диверсификации.


“Стоимость активов может легко затронуть многие направления”, - сказал он, - “Если сектор недвижимости хочет переключиться с государственных облигаций на другую форму финансовых активов, это повлияет на цену и процентные ставки по облигациям”.


И в самом деле, как повлиял на Британию в 1970-х менее массовый отказ иностранных инвесторов от высоконадежных ценных бумаг, чем внутренних. Логика говорит, что в какой-то момент инвесторы начнут уставать от ничтожной прибыли японских облигаций и начнут искать более высокую доходность.


В конечном счете, единственным способом переубедить их для правительства может стать гарантия приведения японских государственных финансов в порядок. Однако вновь избранная демократическая партия Японии до сих пор не признает необходимость подобной операции. Она обязалась в манифесте не повышать налоги во время своего первого срока, а также пообещала увеличить расходы. Получается, что дефицит поднимается еще выше.


По данным Гоши Хосоно (Goshi Hosono), восходящей звезды партии, в некой точке Япония будет вынуждена рассмотреть возможность повышения налогов, в большей степени потребительского налога, который на 5 процентных пунктов ниже европейского НДС. Однако политики этому препятствуют из-за обещаний в манифесте, и потому что молодое правительство обеспокоено потерей голосов избирателей во время выборов в верхнюю палату этим летом.


Тем не менее, следующая точка воспламенения будет незадолго до опросов, когда партия расскажет о своей долгосрочной фискальной стратегии. Сможет ли она заверить инвесторов, что в скором времени возьмет под контроль расходы, так как на данный момент этого не видно. Предзнаменования не хорошие. Демократическая партия Японии сбросила Либерально-демократическую с правящих позиций впервые за 50 лет, и делала это, пообещав перестроить бюрократическую государственную систему, которая контролировала Японию в течение всего этого периода. Это похвальные цели, но в результате, большая часть закулисной верхушки хочет проигрыша Демократической партии, даже ценой фискального кризиса.


Япония была в состоянии отразить потенциальный суверенный долговой кризис в течение многих лет, но теперь, когда государственные финансы всех стран находятся в центре внимания, очень тяжело будет оставить все как есть. Япония 20 лет бросала вызовы своим критикам, но вскоре она может узнать, что подобные периоды могут закончиться слишком внезапно.


Why the sun looks poised to set on Japan's era of cheap government debt, Telegraph, Mar 7



Постоянная ссылка на статью

Дальше...
 
Верх