The Economist: Япония. Апокалипсис, но не сейчас

Алексей

Активный участник
Тревожное будущее финансовой системы Японии

201011fnd002.jpg


Проклятием Кассандры было ее предупреждение, которому никто не верил. Вечные пессимисты на японском правительственном рынке облигаций получили не столь жестокую судьбу: их предупреждения были очень и очень ранними.


Торговля казалась очевидной годами. Япония имела непрекращающийся дефицит бюджета и столкнулась с тем, что агентства понизили ее рейтинг. Учитывая, что доходность ее облигаций составляет 1-2%, а понижательный риск на медвежьей ставке был ограничен, в то время ее потенциал для роста доходности выглядел огромным.


Однако торговля никогда не работала. Японское правительство все еще наслаждается самыми дешевыми кредитами в мире, притом, что двадцатилетние облигации все еще приносят 2.1% доходности, а двухлетние приносят выдающиеся 0.15%.


Почему? Потому что Япония не зависит от иностранных инвесторов. Всего лишь 4% ее облигаций принадлежат иностранцам. Мизерная прибыльность от той, какая могла бы быть, но она положительная в реальном выражении, так как страна очень долго сталкивается с дефляцией. Учитывая, что текущего дохода по ценным бумагам фактически нет, а фондовый рынок Токио примерно на 75% ниже пика 1989 года, японские внутренние инвесторы явно чувствовали, что облигации – это лучший выбор из худшего.


Стефан Кинг (Stephen King), экономист HSBC утверждает, что теперь начался решающий процесс, при котором размер дефицита заставил бизнес более осторожно относиться к перспективам будущего кризиса, приведет к замедлению экономического роста и дефляции, а также к длительному спросу на правительственные облигации.*


Однако Дилан Грайс (Dylan Grice), стратег Soci?t? G?n?rale утверждает, что момент расплаты не заставит себя ждать. Он приводит цифры, показывающие, что 213 триллионов иен ($2.4 триллиона) в правительственных облигациях, которые должны истечь в этом году, эквивалентны 45% от ВВП страны. Тем временем, чем большее количество граждан достигает пенсионного возраста, тем меньше могут сэкономить домохозяйства. В течение последних 25 лет отношение доходов к сбережениям упало с 16% до 3%. И государственный пенсионный фонд, один из крупнейших держателей государственных облигаций, признался, что у него нет новых денег для того, чтобы купить больше долгов.


Кроме того, Грайс утверждает, что одна из главных причин для комфорта инвесторов - отношение чистого долга к ВВП намного ниже, чем валовой показатель, так как активы принадлежат японскому правительству – может быть иллюзией. Он сомневается в некоторых оценках этих активов и утверждает, что их невозможно будет реализовать.


Безусловно, представляется вероятным, что в некоторой точке самые худшие медвежьи опасения сбудутся. На обслуживание задолженности уже уходит примерно 35% государственных доходов. Представьте себе, как будет выглядеть эта цифра, если Япония бы платила тот же уровень доходности, что и Германия (или еще хуже, Греция). Значительная доля японского долга, принадлежащая правительственным агентствам, это финансируемая пирамида, которая, в конце концов, развалится. Исторически, страны с высоким уровнем правительственного долга приходили к дефолту или, чаще всего, избавлялись от проблемы.


Дефицит бюджета прогнозируется на уровне 7.8% от ВВП в этом году. МВФ считает, что Япония должна ужесточить структурный дефицит на 13.4% от ВВП, начиная с настоящего момента и до 2020 года, для того, чтобы привести соотношение задолженности к ВВП до 80% в 2030 году. Это большие исправления, чем потребовались бы любой другой стране, даже если допустить тот факт, что МВФ установил бы для других стран целевое соотношение долга к ВВП на уровне 60%.


Однако, учитывая, что эти проблемы формировались в течение 20 лет, почему они должны привести к кризису именно сейчас? Fitch - одно из ведущих рейтинговых агентств, поместило Японию в свой топ списка с точки зрения финансовой гибкости. Агентство использует такие факторы, как чистый ежегодный выпуск облигаций (в виде доли от общего объема), размер экономики, пропорция долга, которым владеют не резиденты и запасы финансовых активов, чтобы определить рейтинг. Если учитывать эти параметры, Греция, Португалия и (что удивительно) Австралия, находятся в нижней части таблицы.


Огромное количество японского долга, истекающего в этом году, не должно становиться проблемой. Инвесторы просто обновят свои существующие запасы. Такахира Огава (Takahira Ogawa), независимый аналитик Standard & Poor’s, считает, что существует большой простор для покупки государственного долга Банком Японии, как это делали центральные банки в других странах.


Конечно, такие меры просто отложат день катастрофы. Кризис, явно возрастёт в момент, когда Япония будет более зависима от иностранных инвесторов, или при резком росте инфляции, или же по причине внезапного падения национальной валюты из-за опасений частных инвесторов. Но поскольку страна все еще имеет профицитный платежный баланс, иена торгуется на уровне 90 по отношению к доллару (по сравнению с 124 в июне 2007 года) и, если опираться на дефляционный прогноз на оставшуюся часть года, апокалипсис вряд ли произойдет в 2010 году.


Apocalypse, not now, The Economist, Mar 11



Постоянная ссылка на статью

Дальше...
 
Верх