Призрачные надежды преследуют Европу

FXWizard

Гуру форума
Призрачные надежды преследуют Европу

Была слабая надежда на то, что европейские лидеры в течение нескольких дней сумеют убедить инвесторов в безопасности государственных облигаций региона, в том, что это вовсе не токсичные отходы, от которых нужно бежать без оглядки. Увы, сейчас, спустя две недели после заседания Европейского центрального банка и саммита лидеров ЕС, мы делаем вывод, что надежда эта не оправдалась. Новые действия, проработанные на этих заседаниях, как всегда, не достаточны для того, чтобы спасти евро, хотя, возможно, их хватит для поддержания банков и гос. облигаций в течение непродолжительного времени. Рынки облигаций не впечатлились. Доходность по 10-летним бумагам Италии и Испании, крупным экономикам Еврозоны, снова выросли после некоторого снижения сразу после саммита.

Евро/доллар упал к минимальным значениям с начала года (ниже 1.30). Стартовым толчком для следующей стадии развития кризиса станет веерное снижение рейтингов гос. облигаций в Еврозоне, которое может затронуть Францию и даже Германию, лишив их высшего рейтинга ААА.

На заседаниях в Брюсселе и Франкфурте не удалось выработать “комплексное” решение европейских проблем на повестке дня, однако, оптимисты отмечают некоторый прогресс в этом направлении. Европейский Центробанк понизил учетную ставку с 1.25% до 1% - второе понижение на четверть процента за много месяцев - пытаясь смягчить последствия рецессии. ЦБ также согласился обеспечить неограниченный доступ к денежным средствам для коммерческих банков в течение трех лет по основной процентной ставке, чтобы как-то компенсировать дефицит среднесрочного финансирования.

Кроме того, Центробанк теперь будет принимать более рисковые облигации, обеспеченные активами, в качестве обеспечения по кредитам наличными, более того, он понизил требования к резервам для банков, чтобы ослабить потребность в финансировании.

Эти меры помогут справиться с дефицитом ликвидности в европейской банковской системе. Но они не предотвратят тяжелый кредитный кризис, поскольку банки предпочитают продавать активы, а не выдавать кредиты, пытаясь привести свои балансы в соответствие с новыми требованиями к капиталу, вступающими в силу с июня следующего года.

Несмотря на то, что ЕЦБ сейчас выступает в качестве активного кредитора последней инстанции для банков, он не намерен брать на себя подобные обязательства перед правительствами Глава ЦБ Марио Драги отверг возможность увеличить “ограниченные” покупки гос. облигаций проблемных стран при наличии фискального пакта, согласованного правительствами на брюссельском саммите. Договор ЕС запрещает напрямую финансировать правительства, отметил Драги, таким образом, исключив вероятность крупномасштабных покупок облигаций.

Но если ЕЦБ не хочет финансировать правительства, то банки он снабжает деньгами охотно и в больших количествах, не скупясь на дешевые долгосрочные кредиты, которые можно использовать для покупки гос. облигаций. И все же, предложение неограниченной ликвидности банкам - это не совсем адекватная замена прямым покупкам облигаций. Своими колебаниями Центробанк перекладывает на правительства обязанность увеличения ресурсов, необходимых, чтобы предотвратить массовый исход с рынков облигаций Италии и Испании.

Но на саммите ЕС не было самого главного. Все дипломатические усилия были растрачены на согласование нового “фискального договора”, основанного на останках пакта о стабильности и росте. Новый пакт обязывает страны Еврозоны поддерживать структурный дефицит бюджета (то есть, с поправкой на экономический цикл), не более 0.5% от ВВП в год. Это правило нужно жестко прописать во всех национальных конституциях, чтобы обеспечить его выполнение. Штрафы за неисполнение “старых” бюджетных правил, ограничивающих дефицит бюджета 3% от ВВП, будут автоматическими, за исключением случаев, когда против них проголосует большинство стран Еврозоны.

Hello kitty

Слишком жесткие условия пакта усложнили бы течение рецессий, а новое фискальное правило не уберегло бы Ирландию или Испанию от бед. Возможно, согласие с этим пактом могло бы снять напряжение на рынке облигаций, если бы в нем четко прослеживалось движение к фискальному союзу, или, хотя бы, к выпуску единых облигаций. К сожалению, в коммюнике по итогам саммита не было ни одного упоминания о еврооблигациях. Не было и прогресса в вопросах увеличения фонда помощи для проблемных стран.

На саммите было решено обратиться в МВФ за 200 млрд. евро, очевидно, европейские лидеры надеются, что вслед за МВФ потянутся и другие инвесторы. Постоянный фонд помощи Еврозоны, Европейский механизм обеспечения стабильности (ESM) может вступить в силу уже в июне 2012 года, на год раньше запланированного срока, он сможет реагировать на кризис, как только 85% членов Еврозоны (по правам голоса) дадут свое одобрение. Однако возможность увеличения его фонда сверх 500 млрд. евро будет рассматриваться не раньше марта.

Даже если другие инвесторы последуют примеру МВФ и внесут еще 200 млрд. евро, вдобавок к оставшимся 250 млрд. евро, или около того, временного фонда помощи, этих денег все равно не хватит, чтобы покрыть потребности в заимствованиях Испании и Италии в течение ближайших двух лет. Таким образом, исход саммита не убедил скептически настроенных инвесторов в том, что крупные экономики Еврозоны смогут пережить массовый уход инвесторов с рынков облигаций.

И, хотя в Брюсселе было принято решение о том, что участие (то есть убытки) частного сектора, в случае обращения страны в ESM, будет добровольным, инвесторы обеспокоены тем, что Европа слишком сильно полагается на ресурсы МВФ. Фонд, как правило, забирает свои деньги первым, оставляя частных инвесторов расхлебывать остальную кашу. Планировалось, что новая программа спасет евро, но на спасательный круг она явно не тянет. Единая валюта может не пережить следующий год, если Европа не сумеет в самое ближайшее время разработать нечто более адекватное.
 
Верх