Эпоха немощных

FXWizard

Гуру форума
Эпоха немощных


Какую роль будут играть Штаты в 21 веке? Именно на этот вопрос я так неосмотрительно согласился ответить на конференции в Карнеги холле в Нью-Йорке. Готовясь к выступлению, я затронул еще один аспект, тесно связанный с Америкой и американцами: от кого зависит их будущая роль в мире? Вот мой ответ: От самих американцев, но лишь отчасти. Штаты могут контролировать только свои решения и свои действия. На других их влияние не распространяется. Исторически, США играли доминирующую роль в мире, благодаря своим географическим преимуществам и богатым природным ресурсам. Это континентальная держава, с выходом в океаны на востоке и на западе, с мирными, не представляющими угрозы соседями на севере и на юге.

Она богата полезными ископаемыми (хотя сейчас их запасы истощаются). С конца 19 века ее экономика и объем производства не знали себе равных в мире. Кроме того, движимая рыночными силами, американская экономика всегда активнее других развивала и поощряла инновации.

Здесь расположены наиболее влиятельные финансовые рынки, которые, однако, в свое время спровоцировали Великую депрессию и Великую рецессию. Она печатает мировую резервную валюту со времени окончания Первой мировой войны. Она является одним из крупнейших рынков импорта, уступая лишь внешнему импорту в ЕС,

Америка - наиболее технологически развитая держава с непревзойденной военной мощью. После Второй мировой войны она занимает первое место в мире по числу ведущих университетов и исследовательских центров. В ней сформировалась самая широкая поп-культура, диктующая моду всем остальным. Ее политические ценности по-прежнему пленяют воображение, несмотря на то, что на практике им следуют далеко не всегда. Ее демократическая система оказалась достаточно надежной и гибкой, чтобы справиться со множеством испытаний, уготованных дня нее историей.

Обладая этими преимуществами, Штаты сумели найти верных союзников и выиграть свои войны 20-ого столетия - и горячие, и холодные. После второй мировой войны он создали у себя открытую экономику и после развала Советского Союза перенесли эту модель на мировую экономику. Они задали высокие стандарты технологического прогресса для остальных стран мира. Как хотите, но мы все живем в мире, созданном американцами.

Но много ли из этого богатства останется у Штатов в новом веке?

Наиболее сомнительной кажется их статус крупнейшей экономики мира. По рыночным валютным курсам, американская экономика примерно в два раза больше китайской. Однако, по данным Международного валютного фонда, с учетом паритета покупательской способности преимущество американцев не превышает 30%. Валовой внутренний продукт на душу населения в Китае, с учетом паритета покупательской способности, равен 20% от американских значений, поэтому китайцам еще есть куда стремиться. Ожидается, что экономика Китая снизит темпы роста в ближайшие несколько десятилетий, но при этом продолжит приближаться к американским уровням производительности. Не исключено, что к началу 20-х годов экономика Китая по размерам превзойдет экономику США. В отличие, скажем, от Японии, Китаю помогает его многочисленность. Когда ВВП на душу населения достигнет половины от американских уровней, экономика Китая будет больше, чем экономики США и Европы вместе взятые.

Валовой экспорт товаров из Китая уже превышает объем экспорта из США. С импортом вскоре произойдет то же самое. В Китае мало природных ресурсов, поэтому объем торговли относительно ВВП в стране выше, чем в Штатах. Сложнее ответить на вопрос о том, когда юань сможет соперничать с долларом на равных, как резервная валюта. Учитывая рост объема торговли в Китае, можно предположить, что скоро. Но тут есть одна загвоздка: китайская правящая партия характеризуется авторитаризмом, поэтому, боясь потерять контроль над ситуацией, не сможет и не захочет полностью открыть рынки капитала, а именно это нужно иностранцам, чтобы вкладывать средства в активы, деноминированные в юанях. По крайней мере, на эти изменения уйдут десятилетия, а не годы.

В принципе, Штаты могут сохранить лидирующие позиции в области науки и коммерческих инноваций. Однако ксенофобия в сочетании с враждебным отношением к науке, фискальные ограничения и странные приоритеты государственных расходов могут лишить Штаты притока новых талантов и, следовательно, позиции мирового лидера в области исследований и инноваций. Вот очень точная цитата на этот счет: "В 1990 году Калифорния тратила в два раза больше на свои университеты, чем на тюрьмы. Теперь расходы распределяются с точностью до наоборот". В США самые высокий процент тюремных заключенных в мире, и это не только социальная статистика; но и экономическая. То же самое относится и к затратной, но неэффективной системе здравоохранения в США, которая, собственно, и омрачает долгосрочные фискальные перспективы.

Стране нужны серьезные реформы этого направления. Но это невозможно из-за растущей роли денег в политике и непримиримости Республиканцев. Если система основана на раздробленном правительстве, которое считает компромисс проявлением слабости, политические кризисы станут явлением привычным.

Более того, американская экономика больше не приносит миру тех преимуществ, что прежде. В последнем полном бизнес-цикле с 2002 по 2007 годы на 1% самых богатых людей пришлись две трети всего роста доходов, а 0.1% самых богатых получили одну треть. Такая экономика с нулевым исходом питает разочарование и отчаяние. Кризис накалил социальную обстановку.

Это, несомненно, повлияет на способность Америки сохранить за собой историческую роль лидера. Предстоящее фискальное сокращение выльется в снижение расходов на военную отрасль. Более того, финансовый кризис и другие грубые ошибки лишили престижа политическую, экономическую и социальную модели Америки. Европа тоже не в лучшей форме. Но это значит лишь то, что Запад в целом утратил доверие и, следовательно, способность вести за собой остальных.

Чтобы не случилось внутри США, 21 веке мировой резонанс будет куда ниже, чем в 20-ом. В конце концов, остальной мир тоже кое-чему научился. И все же, Штаты могут сохранить значительное, вероятно, даже непревзойденное влияние в мире, поскольку их главные конкуренты в еще более тяжелом положении. Но чтобы максимально полно использовать свой потенциал, Америке нужно вернуть парадигму, которая долгое время считалась визитной карточкой американской политики, особенно в части реакции на сложные ситуации 20-ого века. Демократия невозможна, если граждане относятся к правительству, как к своему врагу. Если американцы развалят свое правительство, вне всякого сомнения, рухнет и мировое господство США.

Мартин Вулф Подготовлено по материалам The Financial Times
 
Верх