Поза страуса Штатам не идет

FXWizard

Гуру форума
Поза страуса Штатам не идет

Если Митт Ромни хочет развязать новую войну на Ближнем Востоке, почему бы ему не выйти и не заявить об этом открыто? Барак Обама слишком увлечен гонкой за голосами избирателей в прайм тайм на телевидении, похоже, что ему просто некогда демонстрировать и доказывать главенствующую Америки в ООН. Президентская кампания в США охватывает мировую политику. Увы, дискуссии на эту тему жизнеутверждающими не назовешь даже при большом желании. Однако если подчистить грязь, которую оппоненты так старательно выливают друг на друга, взору откроется нелицеприятная правда, и победителю в ноябрьских выборах придется с ней что-то делать. Угрозы сбросить бомбы на Иран и обещания держаться подальше от Сирии не складываются в последовательную политику на Ближнем Востоке. На этой неделе г-н Обама выступил с краткой речью на открытии очередного заедания генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

После убийства американских дипломатов в Бенгази и антиамериканких демонстраций, прокатившихся по всему региону, он смог найти несколько ярких образов о не всегда удачном балансе между свободой самовыражения и религиозной нетерпимостью. Защищая первое, он апеллировал к американским избирателям, порицая второе - пытался вернуть спокойствие на улицы арабских городов.

В таких случаях Обама всегда на высоте. Но все же, Республиканцы обвинили президента в том, что он не нашел минутки, чтобы поговорить и обсудить насущные проблемы с другими мировыми лидерами. Некоторые циники утверждают, что на самом деле, они не довольны отказом Обамы от встречи с Бенжамином Нетаньяху. На самом деле, нежелание президента ввязываться в диалог с израильским премьером вполне объясним: Нетаньяху является членом предвыборной команды Ромни и получает за это деньги, при этом он горит желанием раскопать топор войны, напав на Иран. И все же, Республиканцы в чем-то взяли верный след. Администрация пытается заморозить свою внешнюю политику на время предвыборной гонки.

Президент очень осторожен с высказываниями на эту тему: он вывел США из Ирака, убил Осама бин Ладена, истребил Аль Каеду, помог свергнуть Муаммара Каддафи - и планирует вывести войска из Афганистана. Уставшим от бесконечных внешних войн избирателям по вкусу его слова. В Белом доме не намерены разрушать эту идиллическую картину. Однако последние события ясно дали понять, насколько ненадежна эта стратегия. Очевидно, в администрации президента решили, что лучший способ избежать противоречий, это не встречаться и не общаться с лидерами других государств вовсе. Если бы Обама встретился с новым президентом Египта Мохамедом Морси, ему бы не удалось отвертеться от диалога с Нетаньяху. Уж лучше отказать обоим.

У Обамы было множество тем для обсуждения со своими коллегами из других стран. Гражданская война в Сирии требует новых жертв, и грозит перерасти в глобальную конфронтацию между суннитами и шиитами. Талибан на подъеме в Афганистане. Иранский режим как никогда решительно настроен продолжать свою ядерную программу. Программа Нетаньяху для поселенцев на западном берегу, блокирует двусторонние договоренности между Израилем и Палестиной. Без Штатов участникам ООН остается довольствоваться лишь заламыванием рук.

Россию и Китай обвиняют в том, что они чинят препятствия санкциям ООН против кровавых репрессий режима Башара аль-Ассада. В то же время, дипломаты отмечают, что администрация США намерена во что бы то ни стало остаться в стороне от этого конфликта. Европейским лидерам дали понять, что участие США в решении сирийских проблем стратегически не оправдано. По словам одного из представителей тесных союзников Америки, если бы Москва действительно хотела расстроить планы Вашингтона, она бы отменила свое вето на международное вмешательство.

Между тем, у Республиканцев с ответами на эти вопросы тоже не все гладко. Пока Ромни передал бразды правления американской политикой в Иране г-ну Нетаньяху, но их придется забрать назад, если он победит на выборах в ноябре. Соперник ныне действующего президента попал не в бровь, а в глаз, заявив, что Обама отказался от попыток влияния на развитие событий на Ближнем Востоке. Но при этом он никак не намекнул на свои планы по восстановлению американского господства в регионе. Ветераны внешней политики - как среди Республиканцев, так и среди Демократов - в основном поддерживают нежелание Обамы ввязываться в дела Ближнего Востока.

Война обходится слишком дорого, а арабы настроены слишком агрессивно. Влияние Штатов не безгранично. Прошли те времена, когда Вашингтон мог полагаться на дружественные авторитарные режимы. По словам наблюдателей, после пятидесяти лет ошибок и проколов в регионе, Америка поступит более чем мудро, продемонстрировав немного смирения. В любом случае, сланцевая нефть и газ значительно снизили энергозависимость США. Но просто взять и уйти из региона им не удастся.

Как бы г-н Нетаньяху не старался доказать обратное, Обама твердо намерен обеспечить безопасность Израиля. Более того, президент, судя по всему, поверил россказням о том, что, сбросив бомбы на Иран, можно помешать ему изобрести свою бомбу. При этом он продолжает твердить, что политика сдерживания - это не выход. Америке нужна стратегия в отношении Ближнего Востока, которая не будет определять развитие событий, но сведет к минимуму прямые угрозы интересам США. Одним из столпов такой политики должно стать предложение мирных двусторонних и полностью открытых переговоров с Тегераном.

Если Северной Корее предоставили гарантии безопасности, почему Иран не может получить их? Затем нужно, чтобы Америка использовала свое все еще внушительное влияние и авторитет в международных попытках инициировать мирные процессы между Израилем и Палестиной. Совершенно очевидно, что Ромни этим путем не пойдет. А Обама может, если получит второй шанс. В противном случае, его запомнят как президента, закончившего две войны, лишь для того, чтобы развязать третью.

Филипп Стивенс
Подготовлено по материалам The Financial Times
 
Верх