Президент из трущоб

FXWizard

Гуру форума
Президент из трущоб

Иногда самый рискованный путь для политика - обещать обойтись без риска. Если Барак Обама проиграет на выборах, то лишь потому, что он слишком часто нес свое президентство как работник музея переносит бесценное произведение искусства, ступая по отполированному до зеркального блеска мраморному полу. Лейтмотивом первого срока Обамы стала осторожность. Вдохновенный и открытый кандидат превратился в замкнутого интроверта. Его новая предвыборная кампания была построена на критике Митта Ромни. О своих амбициях на следующие четыре года он говорил мало, скудно и неохотно. Вероятно, он рассчитывал таким образом сузить полосу обстрела для своего противника. Однако стремление к безопасности оказалось делом весьма рискованным. Избирателей больше всего беспокоит шаткая экономика и слабый рынок труда. Обама оставил их теряться в догадках относительно своих планов по стабилизации.

Зато Ромни получил дополнительное место для маневра и прославился как кандидат с экономическим планом действий. Стремление Обамы избежать рисков любой ценой вполне понятно. Результаты выборов 2008 года для него не просто победа Демократической партии после темных лет правления Буша. Американские люди выбрали себе чернокожего президента с отчеством Хуссейн, доверили ему, пожалуй, самую влиятельную должность в мире. Эти выборы приобрели особую политическую и социальную значимость. Поражение после первого же срока будет равнозначно провалу.

Кто-то считает, Обаму президентом из трущоб. Как и герою фильма «Миллионер из трущоб» режиссера Дэнни Бойля, ему постоянно нужно доказывать скептикам, что он честно заработал свой приз. Есть и такие, кого убедить не удается. Включите радио, и сразу поймете, что довольно много избирателей никогда не признавали законность его президентства. Ромни обвиняет Обаму в попытке импортировать европейский социализм.

Многие консерваторы сомневаются даже в том, что у него есть право на американский паспорт. Его первый срок просто должен был стать разочарованием. Завышенные ожидания, связанные с его инаугурацией разбились об экономический кризис, по своей остроте почти не уступающий Великой депрессии 1930-х годов. На международной арене тоже не все гладко: Штаты подрастеряли свою мощь и авторитет, да и две изначально проигрышные войны не пошли на пользу репутации.

Надежды миллиона американцев, столпившихся на площади в день инаугурации, всегда были несбыточными. Иными словами, президенту всегда не доставало темперамента, чтобы играть свою роль. Сделав карьеру центриста, он надеялся восстановить двухпартийную модель американской политики. Но у радикально настроенных республиканцев были свои взгляды на вещи. Они не воспользовались предложенной Обамой возможностью найти общую цель, что, кажется, совсем отвратило президента от политики.

Разделение сил требует от американского президента способности и принимать решения, минуя Конгресс, и договариваться с ним. Билл Клинтон был в этом деле мастером. Обама же, ценивший своих советников - старых друзей из Чикаго - больше беспристрастных специалистов, считал политику неизбежным злом, а не способом решения задач. Во внешней политике стремление избежать рисков привело к тому, что его действия не поспевали за намерениями и риторикой.

Обама поблек рядом с решимостью Бенжамина Нетаньяху избежать переговоров о Палестине и продолжить израильскую колонизацию Западного берега. Президент понял, что прежде чем сбрасывать на Иран бомбы, не мешало бы поговорить, но почему-то не стал действовать в соответствии с логикой своих же размышлений. Удары беспилотников - опасный инструмент в борьбе с терроризмом, порожденным Аль-Каедой. Однако президент вел страну через шторма с осторожной проницательностью.

Некоторые полагают, что этого не достаточно, однако, им стоит вспомнить беспечного предшественника Обамы. Оглядываясь назад, мы понимаем, что план по стимулированию был не достаточно масштабным. Однако тогда он казался огромным, кроме того, благодаря ему рецессия в экономике не превратилась в депрессию. Если бы не было программ помощи, американский автопром уже бы стал частью истории. А что касается реформы здравоохранения, так Обама просто попытался предложить всем американцам то, что Ромни сделал для жителей Массачусетса.

Во внешней политике Обама также сделал немало, чтобы укрепить позиции США. Даже такая влиятельная страна, нуждается в союзниках для защиты своих интересов на мировой арене. Его позиция в отношении Китая сочетает в себе решимость и готовность к компромиссу. Он наконец-то закончил войну в Ираке. Американские войска готовятся покинуть Афганистан. Конечно, то, что они оставляют после себя являет жалкое зрелище, но Обаме приходилось выбирать наименьшее из зол.

Позиция Ромни - и причина его политического успеха, который может стоить Обаме кресла в Белом Доме - заключается в том, что он обещает действовать с позиции центриста. По крайней мере, такие лозунги проскальзывают в последние несколько недель, контрастируя с консерваторским принципом «пленных не брать» доминировавшим в начале предвыборной компании. Республиканский кандидат обладает богатым опытом смены позиций. Иногда он выступает за право выбора, а иногда за справедливость. Он был на стороне испанских иммигрантов, а также тех, кто выступает за «самодепортацию».

Но справедливости ради нужно сказать, что ему больше подходит роль умеренного во взглядах политика, нежели радикального зазывалы «Чайной партии». По сути, Ромни как политик таков, каким он предстал во время предвыборных дебатов, а не каким он появился на праймериз. Обама не может приводить убедительные контраргументы: и дома, и заграницей дела могли бы быть в сто раз хуже. Он бы серьезно упростил себе задачу, если бы не был настолько осторожен в отношении прогнозов на будущее. Однако скромность не смертный грех. Президент из трущоб заслужил свой второй срок.

Филипп Стивенс
Подготовлено по материалам The Financial Times
 
Верх