Уроки китайского для Америки

FXWizard

Гуру форума
Уроки китайского для Америки

Штаты так благоговеют перед своей конституцией, что мысль поучиться на примере Китая кажется им ересью.
Вот и настал 2013 год, и в качестве подарка немного шокирующей статистики от Калифорнии. В 2011 году штат потратил 7.5% своего бюджета на свою обширную сеть государственных школ. А на содержание тюрем ушло 11%. Да-да, вы не ошиблись. Так называемый "Золотой штат" теперь тратит на наказание взрослых больше, чем на образование детей. Отчасти это объясняется тем, что уровень преступности вырос, а избиратели заблокировали повышение налогов на школьное образование. Сложно представить себе ситуацию более удручающую, особенно с учетом ее последствий для роста в будущем. На первый взгляд, Берггюрен не тот человек, который будет беспокоиться о такой "мелочи", как муниципальное образование.

Сын невероятно успешного немецкого арт-дилера вырос в разъездах между Францией, Великобританией и США. Теперь он инвестор, много путешествующий по миру; несколько лет назад он решил, что его великолепные дома и прочие активы требуют к себе слишком много его драгоценного внимания, поэтому он все продал и теперь живет в гостиницах (за что и получил свое знаменитое прозвище "бездомного миллиардера"). Так кто же виноват? И что может сделать обычный гражданин, чтобы изменить ситуацию? Именно такой вопрос задается в потрясающей книге о политическом управлении (приведенная выше статистика взята оттуда) "Intelligent Governance for the 21st Century". Ее авторы как раз Николас Берггюрен, инвестор-филантроп, и Натан Гардельс, калифорнийский журналист.

Конечно, такой весьма экстравагантный образ жизни говорит о том, что Берггюрен может в любой момент сбежать от неугодного ему местного правительства - в том числе и от проблемного Золотого штата - однако, он в последнее время не на шутку озаботился проблемой его реформирования. В частности, он создал Институт Лос Анжелеса и собрал в нем американскую знать, чтобы лоббировать проведение здравых государственных реформ в Калифорнии. Они хотят усиления демократии в отдельно взятом штате, расширения налоговой базы и отмены существующей системы, когда незначительное меньшинство избирателей может наложить вето на все, что угодно. Теперь Берггюрен пытается экстраполировать эти идеи на весь остальной мир. В частности, он заинтересовался политическими структурами США и Китая - обе настолько ущербны, что ни о какой стабильности не может быть и речи. Он уверен, что у этих стран только один выход: перенять все лучшее друг у друга. Главная ахиллесова пята Америки - политика " потребительства": избиратели постоянно требуют хлеба и зрелищ здесь и сейчас, и не хотят никаких долгосрочных структурных реформ, жестоко наказывая политиков, которые пытаются их притеснять. Как результат, государственный долг растет бешеными темпами, политика носит реактивный характер, серьезные долгосрочные планы невозможны. Между тем, китайская система, напротив, управляется технократической элитой, а посты занимаются в результате бесконечных меритократических соревнованиях (по словам Берггюрена и Гардельса, Барак Обама никогда не смог бы стать во главе китайской системы, потому что лидером можно стать, только пройдя проверку в "полевых условиях", на многочисленных управленческих должностях - Обаме удалось всего этого миновать).

Китай получает возможность провести долгосрочные реформы, но его политическая система с большой задержкой реагирует на волю народа. "Современные мандарины Коммунистической партии Китая не корректируют свое поведение сообразно обстоятельствам, а это значит, что эта система не устойчива", - утверждают они. В свою очередь, демократический принцип выборов - один человек = один голос - характерный для потребительской культуры немедленных удовольствий, без реформ тоже рано или поздно приведет к политическому декадансу.

Таким образом, Берггюрен хочет, чтобы Китай стал более гибким, а западная демократия переняла черты технократического правительства. Мнением избирателей нужно часто интересоваться, но при этом следует создать комитеты "умных людей" для принятия и реализации долгосрочных планов, выходящих за пределы одного выборного цикла. Это позволит Калифорнии провести адекватную реформу образования (и сократить преступность заодно) - или, по крайней мере, внедрить грандиозный долгосрочный план инвестиций, подобный тому, что помог Америке подняться сразу после Второй мировой войны. Не сомневаюсь в том, что многих американцев такие предложения оскорбляют в лучших чувствах. Сама мысль о том, что у Китая есть чему поучиться, считается страшной крамолой, ведь Штаты так гордятся своей конституцией и системой сдержек и противовесов. А, учитывая благородное происхождение и "кочевой" образ жизни Берггюрена, его комментарии могут быть восприняты как подстрекательство. Однако стоит признать, что он не единственный человек, открыто заявляющий о своем беспокойстве в связи с неполноценностью американской системой управления.

Исследования показывают. что многие обыватели тоже сбрасывают розовые очки. А в политических и деловых кругах США то и дело появляются заметки о недостатках политической структуры страны, при этом недавний политический тупик в связи с фискальными проблемами лишь усиливает накал страстей. В этом году бывший глава американского Центробанка Пол Волкер также планирует учредить свой институт, который будет заниматься проблемой оптимизации правительства, как на локальном, так и на федеральном уровнях. Другие известные люди также подумывают о чем-то похожем. Идея Берггюрена кажется слишком дерзкой, ни Вашингтон, ни Пекин к ней, конечно, не прислушаются. Но, как бы там ни было, его книга - это признак эпохи. Готовьтесь к новым разговорам на эту тему, в 2013 году их явно будет немало. Особенно если фискальные проблемы сохранятся, а социальная напряженность продолжит расти.

Джиллиан Тетт
Подготовлено по материалам The Financial Times
 
Верх