Апокалипсис? Еще не время

FXWizard

Гуру форума
Апокалипсис? Еще не время

Показатели доходности по облигациям очень низки, но, как показывает пример Японии, они могут так и остаться на этих уровнях.
Вызревает ли на рынке облигаций пузырь и не лопнет ли он в обозримом будущем? Недавно главной темой номера британского политического еженедельника Spectator стала статья о существовании пузыря в сентябре 2011 года. Сейчас же показатели доходности находятся даже на более низких уровнях, чем тогда. Определить вершину пузыря активов – задача чрезвычайно сложная, с чем должны согласиться скептики, вспомнив бум доткомов в конце 1990-х. Как показывает история, покупка гособлигаций при доходности 2% и ниже – это заведомо убыточная идея в реальном выражении. К примеру, тем, кто в 1945 году покупал американские облигации с доходностью 2%, пришлось дожидаться роста их покупательной способности до 1989 г. Однако существует одно важное исключение из этого правила.

В 1998 году доходность по 10-летним долговым бумагам Японии упала под отметку 2% и с тех пор так там и оставалась. Благодаря дефляции, инвесторам все-таки удается получать по ним реальный доход, а играть против японского рынка облигаций – дело безнадежное.

В условиях слабой экономики сохранение низкого уровня ставок является вполне приемлемым. Пол Кругман, американский экономист, отмечает, что доходность по облигациям является важным опережающим индикатором будущего уровня краткосрочных ставок. Поскольку возвращение этих показателей на докризисные уровни (4-5%) в ближайшее время представляется совершенно маловероятным, вряд ли имеет смысл говорить о пузыре на рынке облигаций. По мнению других, недавний рост доходности облигаций является признаком кардинального изменения ситуации, особенно в Японии. Однако, как свидетельствуют графики, показатели доходности всего лишь отошли от исключительно низких уровней.

В Германии и Японии они все равно ниже значений начала 2012 года. Вероятно, «абэномика» и введение инфляционного целевого целевого уровня 2% стали для части японских инвесторов стимулом продавать облигации и переключаться на акции (агрессивным продажам 23 мая предшествовал долгий период роста). У иностранцев также ослаб интерес к покупке японских бондов в условиях падения иены. В любом случае, внушительные масштабы программы количественного ослабления, реализуемой Банком Японии, предполагают, что власти располагают достаточным запасом средств для того, чтобы снова снизить доходность в случае ее чрезмерного роста.

Согласно апокалиптическому взгляду на рынок гособлигаций, комбинация высоких бюджетных дефицитов и активной работы печатных станков Центробанков в конечном итоге обусловит быстрый рост инфляции. Это пророчество может сбыться в долгосрочной перспективе, однако пока подтверждений этому не наблюдается. Показатели инфляции в целом снижаются, равно как и инфляционные ожидания, что подтверждается гэпом между доходностью обычных и инфляционно-индексируемых облигаций. Фактически, экономическая политика Японии может сыграть на международной арене роль дефляционной силы, поскольку снижение курса иены позволит Стране восходящего солнца обойти своих конкурентов. Альберт Эдвардс, стратег Soci?t? G?n?rale, который с конца 1990-х пропагандирует идею «Ледникового периода», связывающую снижение доходности по государственным облигациям и номинальной стоимости акций, пишет: «Мы находимся сейчас на расстоянии всего лишь одной короткой рецессии от дефляции в японском стиле».

Резкое падение доходности по гособлигациям оказывает аналогичное воздействие и на стоимость корпоративных кредитов. Раньше мусорные облигации, являющиеся наиболее рисковым рыночным активом, имели политкорректное название «высокодоходные», но теперь этот термин уже стал ошибочным. Американские компании, не имеющие рейтинга инвестиционного уровня, привлекают средства по ставке менее 5%, что является рекордным минимумом.

Как отметил в феврале представитель Федрезерва Джереми Стейн, на рынки вернулись спекулянты, кредиты с облегченными обязательствами и виды долга, предполагающие погашение «натурой» (когда процент выплачивается не деньгами, а дополнительными долговыми обязательствами). Эмиссии облигаций переживают бум – по данным рейтингового агентства Standard & Poor’s, за первые четыре месяца этого года было продано бондов на сумму 1.2 трлн. долларов

В то же время конкурент S&P, Moody’s, опубликовал доклад, утверждающий, что все эти признаки отнюдь не обязательно свидетельствуют о вызревании пузыря. Во-первых, спрэд между процентными ставками, выплачиваемыми компаниями и правительствами, держится выше уровней 2006-07 г., когда на рынке, по мнению большинства, развивался бум кредитования. Во-вторых, компании выпускают облигации скорее для рефинансирования более ранних долгов, нежели чем для расширения своих балансов.

В-третьих, процент корпоративных дефолтов находится на исторически низких уровнях, а показатели прибылей компаний, особенно в Америке, устойчиво держатся на приличных значениях. И, тем не менее, корпоративный долг по сути своей более уязвим и неустойчив, чем госдолг. И если «ледниковый период», который пророчит г-н Эдвардс, действительно наступает, государственные облигации сохранят свою привлекательность, в то время как число дефолтов по корпоративному долгу возрастет.

А если правы приверженцы инфляционной доктрины, доходность по корпоративному долгу будет расти (на фоне резкого падения цен) вместе с гособлигациями. Таким образом, возможно, на рынке облигаций и грядет Апокалипсис, но предсказать его сроки будет крайне сложно. К краху могут привести такие факторы, как скачок инфляции, неожиданная смена политического курса Центробанка и (в случае с корпоративным долгом) погружение в глубокую рецессию. Но, вероятно, не в этом году.

Подготовлено по материалам The Economist
 
Верх