Не ждите от евро роста

FXWizard

Гуру форума
Не ждите от евро роста

Что происходит с евро? Для многих компаний и инвесторов, не говоря уже о скромных туристах и семьях, меняющих место жительства, валютный курс гораздо важнее доходности по облигациям или динамики фондовых индексов. Остается только удивляться, почему последнее время так мало внимания уделяется росту курса евро, который в этот понедельник достиг нового максимума с 2011 года; только в сентябре он укрепился на 5.5%, а за период с начала июля рост составил 8%. Этот поразительный взлет также привел единую валюту к вершинам эпохи финансового кризиса 2008-09 в паре с иеной, не слишком радостное событие для европейских экспортеров, теряющих конкурентоспособность, а также американцев и азиатов, которые живут или отдыхают в Европе. Более того, многие экономисты обеспокоены тем, что такое удорожание валюты загубит на корню зарождающееся восстановление экономики в Еврозоне.

Между тем, исключительно финансовые игроки полны энтузиазма и радуются росту евро, как никогда прежде. Спекулятивное позиционирование на рынке фьючерсов говорит о том, что длинные позиции по евро достигли максимальных высот с лета 2011 года - за последнее десятилетие их было больше только в период, предшествующий кризису Lehman. Важно отметить, что за таким спекулятивным всплеском, как правило, следует резкое падение. Такова природа валютных рынков: когда бычий накал достигает предела, наступает перелом. Но есть и более глубокие причины ждать разворота этой, казалось бы, нескончаемой восходящей динамики. Валюты могут двигаться в рамках одного большого тренда много лет, а долгосрочный тренд по евро против доллара, несомненно, направлен вниз, несмотря на существенный рост единой валюты в течение последних нескольких месяцев.

Единая валюта решительно и надолго развернулась вниз более пяти лет назад. В апреле 2008 года евро установил исторический максимум на отметке 1.60 и с тех пор прошел несколько циклов, формируя серию понижающихся максимумов и повышающихся минимумов. Вершина, предшествующая той, которая была сформирована на этой неделе, образовалась в апреле 2011 года на уровне 1.48, а ей предшествовал пик на отметке 1.52 в ноябре 2009 года. Соответствующие минимумы были установлены в июне 2010 года и в июле 2012 года на уровне 1.20. Логично ожидать, что эта область вновь будет протестирована в следующем году.

Направление долгосрочного тренда по доллару против евро (а до его появления - против немецкой марки) всегда определялось в основном событиями в Америке, а не в Европе. Доллар уверенно рос в период с 1980 по 1985 годы на фоне усиления мирового господства США, становления страны как мощной геополитической и экономической державы. Но с 1985 по 1991 годы началось стремительное падение американской валюты, потому что президенты Рейган и Буш сознательно придерживались политики девальвации национальной валюты. После периода консолидации, продлившегося до 1995 года, вернулась фаза роста, обусловленная небывалым всплеском экономической активности и фискальным оздоровлением при президенте Клинтоне - впервые стране удалось почти полностью ликвидировать дефицит федерального бюджета. В 2001 году на выборах победил Джордж Буш, с его приходом доллар стремился вниз и падал вплоть до апреля 2008 года почти без остановки.

За эти десятилетия европейские события, даже такие грандиозные, как объединение Германии, развал Советского Союза и образование евро, играли роль второй скрипки для основной темы, определявшей долгосрочные тренды на валютном рынке - волнообразных взлетов и падений доверия к американской экономике. Теперь судьба евро зависит от того, продолжит ли это доверие падать, или начнет восстанавливаться. Ускорит ли американская экономика свой рост, как того от нее ждут инвесторы и ФРС? Сможет ли Вашингтон найти выход из бюджетного тупика, возможно, по причинам, описанным нами ранее? Если что-то из этого произойдет, евро рухнет с достигнутых высот, и весьма быстро. И тогда возрадуются все европейские экономисты, инвесторы и бизнесмены, переживающие из-за падения конкурентоспособности. Но им стоит быть осторожнее в своих желаниях. Сильный евро подкосил экспортный сектор, но при этом совершенно неожиданно помог оздоровить макроэкономику Еврозоны.

С чисто экономической точки зрения, сильный евро запустил процесс перебалансировки, помог Европе избавиться от чрезмерной экспортной зависимости и перейти к росту, основанному на внутреннем потреблении. Эти изменения к лучшему, потому что профициты торгового баланса Еврозоны слишком разрослись. Торговые партнеры начали проявлять недовольство, что подтверждается неожиданно жесткой критикой в адрес Германии и ее торговых профицитов в квартальном отчете Министерства финансов США о валютных манипуляциях. Во-вторых, сильный евро принес политические преимущества, сместив дебаты в сторону от консолидации в направлении монетарной и фискальной экспансии. Еще в начале лета Бундесбанк яростно противостоял попыткам Европейского центрального банка (ЕЦБ) поддержать итальянский и испанский рынки облигаций и выдавать слабым банкам дешевые кредиты. Но предупреждения о том, что попустительские политики ЕЦБ дискредитируют евро, никто не воспринимал всерьез, даже в Германии, а евро, между тем, прочно занял позицию второй по значимости валюты в мире и укрепился не только против доллара, но также против иены, фунта, швейцарского франка и китайского юаня.

Это укрепление евро превратило радикалов из Бундесбанка в европейскую версию Чайной партии - группы старых ворчунов, сетующих на безответственные монетарные и фискальные политики, но не способных ответить на вопрос, что же опаснее: инфляция или дефляция, жадные или щедрые на кредиты банки, слабая или сильная валюта. Бундесбанк и его решительно настроенные соратники в Германии, Австрии и Финляндии отступили, а Франция, Италия и Испания смогли ослабить свои фискальные программы, что способствовало началу экономического восстановления. А председатель ЕЦБ Марио Драги почувствовал, что его руки развязаны на столько, что он может делать "все, что потребуется" для спасения евро и, соответственно, для восстановления доверия к рынкам облигаций и банковским системам Италии и Испании. Пока все хорошо, но что будет, если евро вернется в лоно своего долгосрочного нисходящего тренда?

Анатоль Калецкий
Подготовлено по материалам агентства Reuters
 
Верх