Wells Fargo о перспективах банковского сектора

FXWizard

Гуру форума
Wells Fargo о перспективах банковского сектора

Какие силы будут влиять на деятельность банка в 2014 году?
Во-первых, это, конечно, низкие процентные ставки, которые сказываются на наших доходах и рентабельности. Хотелось бы, чтобы на балансах было больше кредитов. Много десятилетий на один вложенный доллар у нас приходился один кредитный доллар. Сейчас соотношение 1 /0.8. То есть, на каждый вложенный доллар приходится 80 центов кредита. Поэтому у нас пара сотен миллиардов лежит без дела, а ФРС платит нам на них мизерный процент. Мы бы с удовольствием пустили эту сумму на кредиты. Но потребители, корпорации и частные предприниматели все еще в процессе выплаты старых долгов, они не горят желанием брать новые. Наши балансы никогда еще не были такими ликвидными. Потребители выплачивают долги и, возможно, откладывают деньги, чтобы начать небольшой бизнес, или вложить их в развитие уже имеющегося дела. С другой стороны, за 32 года работы в банке, я никогда не видел кредиты такого высокого качества.

А что на счет экономики в целом?
В кратко и среднесрочной перспективе ситуация не будет радикально отличаться от того, что было в этом году. Но есть пара дополнительных факторов, работающих против нас. В первой половине года был увеличен налог, что привело к сокращению ВВП. Затем разразился скандал вокруг бюджета. Он тоже не прошел без последствий. Надеемся, что в новом году нам удастся избежать подобных неприятностей. Есть и хорошие новости. Думаю, год будет удачным для рынка жилья. Думаю, автопром сумеет неплохо заработать. Думаю, в сельском хозяйстве дела пойдут на лад. Энергетический сектор будет расти. И высокотехнологичный, конечно, тоже. С другой стороны, рынок труда еще слишком слаб, там не хватает места не только новичкам со студенческой скамьи, но и тем, кто потерял работу в разгар кризиса. Большинство экономистов делают прогнозы по ВВП на следующий год в квартальном выражении. Нижний предел прогнозного диапазона - 2%. Возможно, в один из кварталов нам посчастливится увидеть 3%. Но на 4% или 5% рассчитывать не приходится, хотя именно такие темпы нам нужны. Только в этом случае экономика сможет создавать 300 тыс. и 400 тыс. рабочих мест в месяц.

Способен ли Вашингтон помочь или навредить вашему бизнесу?
Я двумя руками за эффективное регулирование. Проблема в том, что законодатели и регулирующие органы - все с исключительно благими намерениями - принимают или меняют законы, которые усложняют нам жизнь, мешают нормально обслуживать клиентов. В некоторых случаях новые правила ограничивают доступные для выдачи кредитов деньги, сужают круг людей, способных их получить, делают их дороже. Бизнесмены практически во всех отраслях жалуются на жесткое регулирование, которое мешает создавать новые рабочие места и использовать деловые возможности. Некоторые правила вполне разумны. Но кое-что меня тревожит. Приведу пример. Федрезерв реализовал три или четыре версии количественного ослабления - красивое название для покупки долгосрочных долговых обязательств с целью снижения процентных ставок.

Это основной инструмент Центробанка, при помощи которого они пытаются стимулировать экономику. Ставки по ипотечным кредитам опустились до 50 и 60-летних минимумов. Таким образом, им удалось простимулировать активность в ипотечном бизнесе. С другой стороны, у нас есть Fannie (FNMA) и Freddie(FMCC), которые возвращают ипотечные кредиты компаниям, их изначально выдавшим 5-10 лет назад, из-за каких-то формальных придирок. Это две диаметрально противоположные политики. Одна означает "выдавайте кредиты направо и налево", а другая - "не давайте кредиты никому". Я не сторонник количественного ослабления на данной стадии восстановления экономики. Не думаю, что оно стоит спровоцированных им перекосов и сбоев на рынке. Процентные ставки должны нормализоваться и отражать реальное положение дел в экономике. Ежедневно в Америке выходит на пенсию 10 тыс. человек. Я думаю об этих людях, заплативших высокую цену за это восстановление. Они не получают никакого дохода от своих сбережений.

На что вы ориентируетесь в стратегическом плане?
Если говорить о потенциально привлекательных для нас направлениях деятельности, я бы выделил кредитные карты. Только 35-36% клиентов, считающих нас своим банком, имеют нашу кредитную карту, поэтому тут нам еще есть, куда расти. Более того, на нашу долю приходится 10% всех вкладов в стране, но объем нашей брокерской деятельности, управления пенсионными и трастовыми активами не превышает 1-2%.

Репутация банков серьезно пострадала. Как вам удается завоевывать доверие клиентов?
Мы сочувствуем людям, потерявшим работу, жилье, бизнес. Я вырос в семье, где было одиннадцать детей, поэтому у меня есть родственники на каждой ступени экономической лестницы. Мне не нужны фокус-группы. Достаточно просто собрать вместе свою семью. Некоторые игроки в нашей отрасли наломали много дров. Они ставили прибыли выше людей. Во многих случаях банкам предстоит тяжелая работа по восстановлению репутации и доверия к себе. И рекламной кампанией тут не обойтись. Нужно настоящее межличностное общение.

Верите ли вы в новые стандарты, в перезагрузку ожиданий?
Да. Наши прибыли по активам - наглядный пример. В третьем квартале каждый кредитованный или вложенный доллар - наши активы - приносил нам 1.53 или 1.55 долларов после налогообложения. Примерно такими же были значения и до рецессии. С другой стороны, оборачиваемость капитала составила всего 14.07%. Хотя раньше она не опускалась ниже 20%. И дело не в том, что мы меньше зарабатываем. Просто у нас больше капитала. Поэтому, да, ожидания в отношении прибыли изменились из-за значительного роста собственного капитала. Мы держим гораздо больше активов в ликвидной форме, и, следовательно, не получаем от них таких же прибылей.

Вы находитесь по соседству с Кремниевой долиной. Как на вас влияют технологии?
Мы поддерживаем тесную связь со многими инновационными компаниями из Кремниевой долины. Люди часто спрашивают меня: "Кто больше всего влияет на развитие отрасли"? Отвечаю: “В некоторых случаях это Google(GOOG), Amazon (AMZN), Apple(AAPL)”. Сейчас 80% наших частных клиентов пользуются онлайн-сервисами, и более половины из них - через мобильные устройства. Это значит, нам нужны технологии, которые помогают нашим клиентам получать информацию. Зачастую, мы сотрудничаем с ребятами из Долины. А иногда они становятся для нас конкурентами. Но это лишь повышает ставки для всех нас. С другой стороны, технологии все равно не могут заменить взаимоотношений. Нашим клиентам нужны технологии, но, в то же время, им нужно, чтобы мы о них знали и ценили их.

Джон Стампф, председатель Совета директоров и исполнительный директор Wells Fargo
Подготовлено по материалам Business Week
 
Верх