Угрожает ли доллару Тегеранская нефтяная биржа?

FXWizard

Гуру форума
Угрожает ли доллару Тегеранская нефтяная биржа?

Один из многочисленных факторов, которые оказывают давление на американский доллар, – предполагаемое открытие нефтяной биржи в Тегеране, запланированное на 20 марта. Тегеранская биржа может стать первой нефтяной биржей в мире, где сделки по нефти будут осуществляться не в долларах, а в единой европейской валюте.

Однако, значительно большую угрозу для доллара представляет дефицит текущего счета, который в четвертом квартале 2005 года достиг 7 % ВВП..

Болгарский профессор Крассимир Петров опубликовал в некоторых СМИ статью, посвященную созданию Иранской нефтяной биржи. Он охарактеризовал ее как «оружие, более сильное, чем ядерное…оружие, которые способно уничтожить финансовую систему американской империи». Петров и его единомышленник Вильям Кларк, издающий так называемый «Энергетический бюллетень» считают, что причиной вторжения США в Ирак в марте 2003 года стало решение Саддама Хусейна продавать иракскую нефть не за доллары, а за евро. Эти авторы полагают, что именно попытка создать Иранскую нефтяную биржу, является скрытой причиной нынешнего кризиса вокруг Ирана.

Но нам кажется, что это преувеличение. Попробуем разобраться, что произойдет, в случае, если Тегеран начнет-таки торги по нефти в евро.

Во-первых, следует представить себе, какие объемы сделок могут заключаться на новой бирже. Иран является четвертым в мире производителем нефти. Объемы добычи иранской нефти составляют 5 % от мировых.

В анонимной аналитической записке расположенного в Гонконге энергетического агентства сообщается, что в течение последнего десятилетия добыча нефти в Иране неуклонно сокращается из-за ограниченности ресурсов.

Другим участником Иранской нефтяной биржи может стать Венесуэла, чей президент Уго Чавес не прочь подставить подножку Джорджу Бушу.

Что касается других стран – экспортеров нефти, то они вряд ли последуют примеру этих двух одиозных режимов. Саудовская Аравия, Кувейт, Мексика, Канада и Норвегия, страны, которые связаны с США союзническими и торговыми отношениями, вряд ли перейдут на евро. Норвегия особенно, так как ни эта страна, ни Великобритания, две страны добывающие нефть на северном шельфе, так и не приняли евро в качестве национальной валюты.

Российский президент Владимир Путин высказал в 2003 году мысль о возможности продажи российской нефти за евро, однако буквально через несколько дней российские официальные лица заявили, что отвергают эту идею. «Этот вопрос даже не стоит обсуждать, - заявил тогдашний премьер Михаил Касянов. – Если весь мир торгует нефтью за доллары, значит это удобно и продавцам и покупателям».

Аналитики отмечают, что все другие страны кроме Ирана и Венесуэлы будут руководствоваться во внешней торговле не политическими, а коммерческими интересами. Если же политика возобладает над здравым смыслом, но политические демарши вряд ли окажут сильное влияние на мировой рынок. Так после решения США блокировать операции государственной нефтяной компании в шести американских портах ряд арабских стран выступили с заявлениями о возможной диверсификации своих активов.

14 марта лондонская Independent сообщила, что Объединенные Арабские Эмираты намерены перевести 10 % своих долларовых активов в евро. В то же самое время глава Центробанка Саудовской Аравии заявил, что, по его мнению, решение США блокировать порт Дубаи является «дискриминацией».

Валютный рынок никак не отреагировал на эти демарши, что является хорошим примером того, как разговоры политиков, не в состоянии подорвать курс американского доллара.

Теперь попробуем разобраться с тем, какие страны импортеры нефти предпочтут покупать нефть за евро, а не за доллары. Хотя реальный вес доллара в качестве мировой резервной валюты постоянно снижается, более 70 % международных валютных резервов, при помощи которых и финансируется мировая торговля, деноминированы в американских долларах. Только Япония и Китай владеют американскими государственными облигациями и другими долларовыми активами на сумму около 2 триллионов долларов. Китай никогда не заявлял о намерении переводить свои активы в евро, а только аккуратно зондировал почву по этому вопросу. При этом оппонентом официальных лиц, занимавшихся зондажем, выступил Народный Банк Китая – Центробанк этой восточной страны.

Япония и Китай оказались в очень сложной ситуации. С одной стороны, США являются их должником-заложником. Но, с другой стороны, сами эти страны являются заложниками США. Снижение курса доллара, которое, несомненно, произойдет, в случае роста популярности нефтеевро, станет причиной девальвации их резервов.

Все риски попыток намеренно или ненамеренно «опустить» курс американского доллара вышли на поверхность 21 июля 2005 года, когда Центробанк Китая отменил жесткую привязку юаня к доллару (курс составлял 8.28 юаней за 1 доллар) и объявил о привязке своей валюты к корзине иностранных валют, а также о 2 %-м коридоре для пары доллар/юань. За несколько часов курс юаня вырос до сегодняшнего уровня. На момент решения Центробанка валютный резервы Китая составляли 600 миллиардов американских долларов. Рост юаня на 2 % против доллара привел к тому, что Китай потерял 30 миллиардов долларов валютных резервов.

Согласно данным аналитического обзора ЦРУ, Китай и Япония являются двумя ведущими в мире импортерами нефти, хотя по объемам потребления они значительно отстают от США, которые добывают 7.1 миллионов баррелей в день при потреблении около 20 миллионов баррелей.

Наконец, попробуем ответить еще на один вопрос. Что будут делать страны, которые будут получать евро за экспортируемую нефть? Рынок европейских облигаций и в подметки не годится рынку американских облигаций по своей доходности и надежности. А в старушке Европе просто нет места для больших инвестиционных проектов, в которые могли бы вкладываться нефтеевро.

Одним словом, те, кто получит евро от продажи нефти, вынуждены будут менять их на доллары. В ноябре 2000 года, когда Садам Хусейн объявил о намерении продавать нефть не за доллары, а за евро, экономисты Организации Объединенных Наций посчитали, что Ирак потеряет на этом около 270 миллионов американских долларов. Эти потери можно было бы окупить только в случае, если евро вырос бы против доллара на 17 %.

Маловероятно, что страны, которые держат свои активы в американских облигациях, начнут в массовом порядке диверсифицировать их в евро в случае появления Тегеранской нефтяной биржи. Причиной для такого шага могла бы послужить только угроза коллапса доллара. И вероятность этого коллапса действительно велика, так как и без того гигантские торговый и бюджетный дефицит растут, благодаря иррациональной фискальной политике администрации Буша. Именно в этом кроется настоящая угроза для США.

John Berthelsen, Asia Times Online Ltd.
 
Верх