Перспективы использования механизмов венчурного финансирования в России

FXWizard

Гуру форума
Перспективы использования механизмов венчурного финансирования в России

Смысл венчурного (рискового) бизнеса в том, чтобы представить средства компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть пакета акций, который венчурный инвестор продает через несколько лет после вступления в бизнес за цену, многократно превосходящую первоначальные вложения. Продажа акций называется "выходом".
Венчурный бизнес может принести колоссальную прибыль - или закончиться провалом. Американская и европейская экономики в немалой степени обязаны своим ростом в конце ХХ века именно расцвету венчурного бизнеса.
О том, насколько развитие венчурного бизнеса выгодно экономике, свидетельствует хотя бы тот факт, что в США только за период с 1990 по 1995 гг. частные инвесторы вложили около 130 млрд. долл. в развитие новых перспективных фирм, впервые предложивших свои акции на фондовом рынке. Эти средства инвестируются, как правило, в расчете на рост курсовой стоимости в течение длительного периода. Они не будут лежать в “чулке” или давить на бюджет через рынок государственных облигаций, а станут работать на развитие производства.
В отечественных условиях до недавнего времени практики применения механизмов венчурного инвестирования не существовало. Так было, например, в начале перестройки в 1985 году, когда проблема интенсификации научно-технического прогресса для вывода экономики из кризиса поднималась на самом высоком уровне, но необходимые для венчурного бизнеса экономические условия полностью отсутствовали.
Так было и в 1988 году, когда в стране стали появляться первые коммерческие банки (мало кто сегодня помнит, что они создавались тогда как банки для поддержки инновационной деятельности и некоторые до сих пор сохраняют в своем названии реликтовое буквосочетание “ин”). Автору пришлось даже показать в статьях того периода, что подобные инновационные банки будут нежизнеспособны, если не начнут заниматься традиционным для банков коммерческим кредитованием.
Так было и в 1992 году, когда начавшаяся в России радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но еще не существовало цивилизованного фондового рынка.
Так было и в 1994-1995 гг., когда заходивший временами за отметку 20 % в месяц уровень инфляции делал любые инвестиции на срок больше нескольких недель экономически бессмысленными.
Лишь в последние годы можно с определенной осторожностью говорить о том, что в России, наконец, складываются условия, позволяющие, при сохранении политической и экономической стабильности, надеяться на успешную адаптацию венчурного механизма в ближайшие годы.
Первые шаги в этом направлении были сделаны в 1997 году. Правда, в основном не российскими предпринимателями, а Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и другими международными финансовыми институтами. И не в области финансирования инициативных предпринимательских проектов, а в целях вывода из кризиса и повышения эффективности работы приватизированных предприятий. Впрочем, это тоже одно из традиционных направлений венчурного бизнеса.
В декабре 1997 году стало известно о создании в России первого венчурного фонда с государственным участием для поддержки научно-технических проектов и привлечения частного капитала в развитие высоких технологий под государственные гарантии. Хотя активная роль и непосредственное участие государства в этом проекте порождает немало вопросов и критических суждений, важен сам факт движения вперед в том направлении, которым двигаются другие индустриально развитые страны.
С этого момента уже многое зависело от первых результатов деятельности инвесторов рискового капитала. А так же от того, насколько эта деятельность найдет понимание и получит поддержку в органах власти. Ведь без благоприятных условий и, в частности, как показывает мировой опыт, без определенных налоговых льгот для долгосрочных инвестиций с высокой степенью риска, венчурный бизнес очень быстро увянет, как цветок на морозе.
В качестве негативного примера можно упомянуть о том, что увеличение в США в ходе налоговой реформы 1969 года ставки налога на прирост капитала в результате операций с ценными бумагами с 25 до 49,1 % в считанные годы свело фактически на нет американский рынок венчурного капитала. Только снижение ставки этого налога сначала до 28 % в 1978 году, а затем до 20 % (для индивидуальных инвесторов) в 1980 году и снятие ограничений на рисковые инвестиции для пенсионных фондов позволило в начале 80-х годов изменить ситуацию в лучшую сторону.
Для обеспечения развития венчурного финансирования в России в конце 1990-х годов необходимо было резко снизить ставку рефинансирования. Нужно было восстановить доверие граждан к корпоративным ценным бумагам и фондовому рынку в целом, сделать этот рынок более прозрачным и демократичным.
Это хорошо понимали пионеры венчурного бизнеса в России, которые объединились в марте 1997 года в Российскую ассоциацию венчурного финансирования (РАВИ). В качестве главной ее задачи провозглашается лоббирование интересов венчурного капитала в Думе и Правительстве, в том числе, – подготовка проекта закона “О венчурном инвестировании”. После кризиса 1998 года в России, наконец, постепенно начал формироваться политический и предпринимательский климат, благоприятный для венчурного и прямого инвестирования. Ряд шагов, предпринятых сообществом венчурной индустрии и государственными структурами различных уровней, способствовали развитию малого и среднего бизнеса (в частности, в сфере high - tech), что, в свою очередь, придало импульс развитию российской экономики в целом.
При поддержке государства, частного сектора и международных организаций были созданы структуры научно - исследовательского сектора рыночного типа, такие как технопарки, инновационно-технологические центры, юридические и консалтинговые компании.
Были также созданы новые инструменты и механизмы, связанные с функционированием бюджетных и внебюджетных фондов поддержки фундаментальных и прикладных исследований и разработок, их конкурсным финансированием, защитой прав на объекты интеллектуальной собственности.

Венчурные институты в России

Пока, основные венчурные "игроки" в нашей стране - иностранные инвесторы. Становление национальной венчурной индустрии идет не столь быстро, как хотелось бы.
Формирование российских венчурных фондов с участием национального капитала находится в зачаточном состоянии, хотя в этой работе готовы участвовать и отечественные пенсионные фонды, и страховые компании и банки. Отсутствие соответствующей законодательной базы не позволяет им эффективно использовать свои средства в данном секторе экономики.
Однако и последнее время предпринимаются некоторые шаги по исправлению ситуации. По распоряжению Правительства РФ от 10 марта 2000 года создан первый "фонд фондов" - Венчурный инновационный фонд (ВИФ), задача которого - помочь создать региональные/отраслевые фонды с российским и/или западным капиталом.

Фондовый рынок и венчурное инвестирование

Размещение акций компании на бирже - неотъемлемый элемент венчурного процесса. Но пока отечественный фондовый рынок является спекулятивным и не готов к выполнению своей основной функции - привлечению средств инвесторов в компании через размещение их акций. Конечно, международные биржи в принципе для российских компаний не закрыты, но размещение акций на внешних рынках требует большой подготовки.
Один из немногих успешных российских проектов, способных решить проблему вторичной котировки акций венчурных предприятий, - проект Санкт - Петербургской Валютной биржи "Рынок роста Санкт - Петербург".

Проблемы потенциальных участников венчурных процессов в России

Несмотря на имеющееся продвижение сегодня в венчурном бизнесе в России, помимо указанных выше, существует еще множество проблем. К основным можно отнести: влияние общей ситуации в мировом венчурном бизнесе, проблемы российских компаний - соискателей венчурных инвестиции и проблемы венчурных инвесторов на российском рынке.
Ситуация, сложившаяся в мировой экономике, недавний крах т. н. "новой экономики" передовых стран, вынудили инвесторов, в том числе и венчурных, ужесточить требования, предъявляемые к соискателям средств.
На данном этапе инвесторы предпочитают проекты с невысоким потенциалом, но умеренным риском, из которых легче осуществить "выход". Инвестиции в такие проекты относятся к категории "коротких" денег, возврат которых ожидается через 2-3 года. Но и доходность таких инвестиций невысока, по сравнению с инвестициями в high - tech компании, где возврат может быть ожидаем лишь через 5 - 7 лет на фоне низкой предсказуемости рынка и результата.
Такова сейчас тенденция во всем мире, в силу чего в наиболее сложном положении оказываются компании - соискатели из области high-tech.
Однако такие жесткие требования, предъявляемые инвесторами к компаниям, в свою очередь, могут стать "бумерангом" и в ответ лишить инвесторов перспективного бизнеса, а значит, и прибыли.

Проблемы соискателей инвестиций и венчурных инвесторов в России

Опыт работы ведущих венчурных фондов и проведения Российских Венчурных Ярмарок показал, что компаний, готовых к встрече с инвестором, на самом деле не так много, и им еще нужно учиться достойно представлять свой бизнес.
Недостаточна подготовка менеджмента компаний - соискателей. Для венчурного инвестора личные и профессиональные качества менеджеров компаний - один из главных критериев отбора объекта инвестирования, ибо квалифицированный менеджмент - эффективный показатель уменьшения риска инвестора.
Обучение управленцев компании - соискателей должно быть ориентировано не только на коммерческие аспекты продвижения проекта, но и на конкретную методику работы с венчурными инвесторами.
Соискателям необходимо учиться доказывать, что их компания имеет реальную нишу на рынке, работоспособный коллектив, защищенные права на интеллектуальную собственность, профессиональный менеджмент, четкое представление о перспективах развития бизнеса и того, как будут "работать" деньги инвестора.
Сегодняшние российские "соискатели" зачастую не готовы к открытым отношениям с инвестором, что снижает их перспективы. В свою очередь, венчурному капиталисту необходимо тщательно исследовать историю создания компании, а также проанализировать создание и возникновение прав собственности, чтобы, уже став совладельцем бизнеса, не делать неприятных открытий.
Совокупность рисков сегодня заставляет венчурных инвесторов предпочитать инвестиции в компании, находящиеся на стадии "взрывного расширения", хотя венчурный инвестор может входить в бизнес и на более ранних этапах его развития. Такое положение осложняет компаниям - соискателям путь на рынок, ставя вопрос об источниках средств для развития на ранних этапах.
 
Верх