Варианты раскрытия властям данных клиентов криптобиржами

NSerega

Администратор
Правовой режим платформ, предоставляющих криптовалютные услуги, значительно отличается в разных странах. В ряде государств официально разрешены операции с криптовалютами. В целях налогообложения и противодействия незаконной деятельности эти операции подчинены соответствующему законодательству.

В соответствии с международными рекомендациями ФАТФ (FATF), операторы сервисов виртуальных активов, в том числе криптобиржи, должны собирать данные об участниках операций с криптовалютами. Но передавать эти сведения властям площадки обязаны только по решению суда.

В каких случаях криптоплатформа передает информацию государственным органам, и что считается подозрительной транзакцией?

Государственный интерес

Биржи обязаны проводить строгую проверку клиентов — как физических, так и юридических лиц. В этом вопросе законодательное регулирование большинстве стран и рекомендации FATF сходятся.

Разглашать эти данные без веских причин, например, американские биржи не могут: в США четвертая поправка к Конституции запрещает незаконные обыски и изъятия данных. Чтобы биржа предоставила сведения, должен быть ордер, подписанный судьей, или решение суда, вступившее в законную силу. Одного лишь запроса правоохранительных органов будет недостаточно.

Мониторинг деятельности пользователей различных криптоплатформ происходит и по всему миру, в том числе и в России. Государственные органы чаще всего запрашивают информацию о том, какой именно криптовалютой владеет пользователь, и как часто совершает операции. Кроме того, правоохранителей может интересовать источник происхождения средств.

Подозрительные сделки

Законодательные требования к подозрительным сделкам сложились давно. Криптобиржи обязаны сообщать о подозрительных транзакциях и предоставлять подробные отчеты по сделкам на сумму свыше $10 тыс., а также хранить информацию о денежных переводах. Но данная обязанность пока что актуальна только в тех государствах, которые разрешили на законодательном уровне обмен криптовалюты, в России подобная система еще не сложилась.

В российском законодательстве и международных рекомендациях FATF обозначен комплекс мер по предотвращению незаконной активности. Биржа, как и любой другой финансовый посредник, обязана запросить дополнительные документы, если есть основания полагать, что активность пользователя выходит за рамки закона.

Если биржа соберет доказательства незаконной деятельности, она будет обязана оповестить правоохранительные органы. Если доказательств нет, одних лишь подозрений недостаточно.

Зачастую биржи просто блокируют подозрительные счета. Или ограничивают любые транзакции, кроме перевода на локальный кошелек. В суд никто не подает.

По лицензии платформа обязана предоставлять отчеты о подозрительной деятельности лицензиату, то есть стране, в которой получена лицензия или проведена регистрация. В правоохранительные органы биржа может предоставить данные только по официальному запросу при подозрении в отмывании денег, мошенничестве или коррупции.

В одной из директив ЕС, направленной на борьбу с отмывание средств (AML), прямо прописано, какие операции считаются подозрительными. Платформа должна придерживаться этих директив согласно лицензии.

Разглашение данных

Пользователь не может узнать, были ли предоставлены его личные данные третьей стороне. Но подобная информация может появиться, как, например, в случае с Coinbase, которую обвинили в предоставлении данных правоохранительным органам США после утечки контрактных данных.

Сами криптовалютные платформы используют персональные данные для обеспечения юридических процедур и соблюдения всех требований, а также информация о пользователях нужна для улучшения предлагаемых продуктов и в маркетинге.

Только уполномоченный персонал имеет доступ к персональным данным, и эти сотрудники обязаны рассматривать эту информацию как конфиденциальную. Действующие меры безопасности все время пересматриваются, а с технической стороны все шифруется и не может попасть в открытый доступ.

Биржа обязана сообщать пользователю, если его данные были предоставлены третьей стороне, но нет решения суда. Конфликт компании Telegram с российскими правоохранительными органами начался с того, что Telegram не хотела раскрывать сведения о клиентах и содержание переписки без решения суда.

Однако если есть такой документ, то биржа не обязана оповещать пользователя о раскрытии. Закон о защите персональных данных предполагает два режима: получение согласия от пользователя или раскрытие в силу закона. Режим оповещения, в принципе, не предусмотрен законом, это относится к сфере клиентского сервиса.
Источник
 
Верх